Тримей

Выпуск 187. Добавлен 2018.01.03 20:13

Здравия всем!

Режиссёр-колосс и отец-основатель современного кинематографа Фриц Ланг однажды сказал: «Музыка для меня – то же, что и для Гёте – приятный шум. Я человек глаз, а не ушей». Иногда так случается, что люди не принимают музыку, не понимают её и не могут ей проникнуться. Музыка для них – как точно подметил Ланг – всего лишь приятный шум. Так вот, толковые специалисты прошлого века рекомендовали таким людям одно действенное лекарство, приговаривая: «Ну уж если это не поможет, тогда можете вообще забыть о музыке». Невосприимчивым к музыке женщинам и мужчинам доктора советовали отправиться в Новый Орлеан.

John Boutté – The Treme Song

«Тримей» Дэвида Саймона – высококачественный телевизионный сериал 2010-2013 гг., детище канала «НВО». Его почти никто не видел, о нём почти никто не знает – и, поверьте нам, зря. Ой, как же зря! «Тримей» – как и «Прослушка» – утончённое произведение искусства для ценителей – простите за такое выражение, но иначе сказать не можем – настоящей культуры. Без обмана. Без заигрывания со зрителем. Подлинный реализм. История жизни и борьбы за своё существование американского города Нового Орлеана после того, как на него наваливается ужасный ураган «Катрина», признанный «самым разрушительным ураганом в истории Америки». Шоураннер Дэвид Саймон, создатель сериалов «Угол», «Прослушка» и «Поколение убийц», взялся за проект, обречённый на низкие рейтинги и малую аудиторию, но также обречённый на то, чтобы войти в историю. Вот любим мы Саймона, этого ни отнять!

Пишут: ««Тримей» – одно из тех великих произведений, что мы так жаждем увидеть по телевизору, но редко находим». Ещё: «Дэвид Саймон раз и навсегда вернул нам радости и печали Нового Орлеана». И так: «Этот чудесный сериал – настоящий подарок, позволяющий зрителю вспомнить так горячо им любимый, но подзабытый город Новый Орлеан». «The Wall Street Journal»: «Этот сериал захватывает дух». И вот пишут: «Это – сериал, своим наблюдением и изучением большого количества персонажей напоминающий «Короткие истории» Роберта Олтмена и «Магнолию» Пола Томаса Андерсона». И: «Тридцати пятичасовое исследование человеческой души великого города». И вот: «Сумасшедшее одеяло городской жизни».

Давайте же отправимся в святой Новый Орлеан!

Kermit Ruffins & The Barbeque Swingers – What Is New Orleans

«Тримей» был создан Дэвидом Саймоном и его другом-сценаристом Эриком Овермайером. Овермайер, между прочим – житель Нового Орлеана. Но – как это всегда бывает с Саймоном – над сценариями «Тримея», в то или иное время, корпела вся «старая саймоновская гвардия»: и Пелеканос, и Миллс, и другие талантливые писатели и сценаристы, с которыми «главный шоураннер Америки» водит дружбу. Миллс, к слову, скончался за 12 дней до премьеры шоу, и Саймон написал трогательный некролог о своём друге.

«Тримей» выпускался с 1 апреля 2010 года по 29 декабря 2013 года. Сериал состоит из 4 сезонов. В нём – 36 эпизодов. Главная тема сериала – это Новый Орлеан, его жители и туристы, хронология восстановления города после урагана «Катрина», унёсшего жизни 1600 человек. Город затопило, многие дома были попросту уничтожены, люди бежали куда угодно. Первая серия «Тримея», хронологически, начинается спустя три месяца после урагана. И все последующие сезоны стараются доподлинно, даже документально рассказывать о том, как и кто возвращался в Новый Орлеан, отстраивал город, открывал рестораны, проводил концерты, учил детишек в школе, занимался политикой и так далее. Овермайер рассказывает: «Новый Орлеан – это город, живущий в воображении всего мира. Мы хотели создать нечто подлинное, рассказать о том, как жители этого города столкнулись с величайшим бедствием за всю историю страны».

Стоит отметить, что «Тримей» Саймона задумывался ещё и в качестве экономической помощи Новому Орлеану. Сериал-то снимали на местах, по горячим следам и при участии местных. Например, Саймон говорит, что им «удалось «протолкнуть» 3,5 миллиона долларов в карманы новоорлеанских музыкантов, так или иначе сотрудничавших с «Тримеем»» А это уже немало!

При работе над сериалом Саймон консультировался со многими известными жителями города, которые – в той или иной степени – стали прототипами героев «Тримея». Он общался с новоорлеанским шеф-поваром, музыкантами, адвокатом по гражданским правам – все они есть в сериале. А сколько в «Тримее» знаменитостей, ой, можно вечно перечислять! От именитых актёров – Стива Зана, Мелиссы Лео, Джона Гудмена и прочих – до всемирно популярных музыкантов – Доктора Джона, Элвиса Костелло, недавно почившего Фэтса Домино – ох, как он хорош в «Тримее»! – и тьмы талантливых новоорлеанских джазменов, скрипачей, трубачей, певцов и так далее. Вот что рассказывает Дэвид Саймон: «При малейшей возможности мы старались привлекать к съёмкам реальных жителей города». От этого «Тримей» и получился таким живым, таким подлинным сериалом!

Trombone Shorty & James Andrews – Ooh Poo Pah Doo

А теперь послушайте, как работают профессионалы. Саймон рассказывает: «При работе над сериалами мы проводим много исследований. Если мы ничего не знаем по какому-либо вопросу, тогда отправляем нашего человека из офиса, чтобы он соорудил отсчёт, прямо в эпицентр событий. И делаем это в тех случаях, когда сами не можем взяться за эту работу. А после того, как тема изучена, мы берём перерыв, чтобы хорошенько с ней поработать: провести парочку интервью, собрать ещё больше информации, обмозговать информацию. И вот только после всего этого мы садимся за стол обсуждений и думаем, как именно подадим историю в сериале, как будет изображена тема». И ещё: «Одна из наших постоянных практик – привлечение толковых консультантов, которые могут ответить на главный вопрос: «Как это работает?» В случае с «Тримеем» у нас есть отдельный консультант по музыке, который предоставляет нам местный хип-хоп или любую другую музыку Нового Орлеана. Ещё – консультант от индейцев (он помогает нам в сценах с праздником Марди Гра), консультант по современному джазу, консультант по вопросам духового оркестра и музыке «cajuns» (она родом из Луизианы)». Неудивительно, что после такой кропотливой и серьёзной работы, зритель получает ни с чем не сравнимый по качеству телесериал на «НВО»!

Tom McDermott & Evan Christopher & Lucia Micarelli – Heavy Henry

А вообще, вокруг «Тримея» кипела одна интересная дискуссия, суть которой в вопросе: «Насколько телесериал – то есть художественное произведение – имеет право называться реалистическим и считаться близким к правде?» Вот можно ли говорить о том, что «Тримей» – это именно что хроника Нового Орлеана? Ну прямо-таки Дзига Вертов на выезде! И Дэвид Саймон – как мы считаем – блестяще рассказывает о том, почему «Тримей» можно считать работой, максимально верно передающей реальные события. Он говорит: «Дискуссии по поводу вымысла и реальности никогда не стихнут. Эта дискуссия совсем не нова. Является ли наш сериал изложением того, что действительно произошло в Новом Орлеане или же всё это – только плод нашего воображения? А Вы скажите, Вам известна история происхождения романа «Моби Дик»? Вы знаете, что действительно существовал такой китобойный корабль «Эссекс», который кит протаранил в южной части Тихого океана? Это был очень известный случай, и Мелвилл взял интервью у выживших моряков. А потом – написал свой знаменитый роман. Но в реальности не было никакого Ахава, не было никакого Измаила. Однако в итоге его книга обогнала саму реальность, в некотором смысле, стала лучше её, ведь Мелвилл привнёс в историю китобойщиков драматизм и глубинный смысл». И вот точно также, говорит Саймон, он вдохновлялся культурой Нового Орлеана, его музыкантами и поварами, создавая свой «Тримей». Мало того, что он работал с документами и консультировался с местными жителями, то есть собирал историю, так он ещё поставил перед собой задачу раскрыть её – если угодно – поэтически, художественно, от лица персонажей. Так что «Тримей» – это и хроника, и роман. И документальная работа, и развлекательный сериал. Посмотрев все серии «Тримея», зритель узнает всё, что происходило в Новом Орлеане в те бедственные времена: услышит невероятную музыку, попробует новоорлеанскую кухню, столкнётся с самой некомпетентной полицией Соединённых Штатов и даже поймёт, как работает городская муниципальная система. Уникальный сериал!

Steve Zahn & FriendsShame Shame Shame

А теперь попытайтесь догадаться, какие рейтинги ожидали очередной сериал Дэвида Саймона?!.. Да, премьерную первую серию «Тримея» посмотрело 66 000 человек (то есть, 0,5 % аудитории телеканала «НВО»). И что ж это значит? Что Саймон работает как бы в стол? Что человечество пытается сказать ему: «Дэвидушка, ты – интеллектуал-зазнайка. Твоё творчество почти никому не нужно! Уступи место людям, которые «Клан Сопрано» делают, которые «Игру престолов» выпускают. Не смеши народ!..» Ох, как же мы не любим таких фраз! Ну кто сказал, что миллионы просмотров и триллионы фанатов – это доказательство успеха телесериала? Кто сказал, что заниматься делом стоит только тогда, когда ты «создаёшь коммерчески успешный продукт, что пользуется популярностью в народе»? Если следовать этой логике, тогда необходимо признать, что, например, роман «Пятьдесят оттенков серого» – это настоящий шедевр и прорыв в литературе. Ну разве мы готовы с этим согласиться? Нет. Всё дело лишь в том, что такие сериалы, как «Тримей» и «Покажите мне героя» – ещё одно творение Дэвида Саймона – по определению не рассчитаны на зрителя, не готового отказаться от примитивных сюжетов и пошлых историй. Эти сериалы не то чтоб сложнее. Они – вот поймите нашу мысль – интереснее. А по-настоящему интересные вещи редко находят признание в широких кругах.

Итак, красота «Тримея» заключается в том, что этот сериал – жизненный и драматичный. Пишут, что «он развивается в своём своеобразном, неторопливом темпе». А вот Саймон: «Герои «Тримея» – не гангстеры, продающие наркотики и убивающие друг друга. Это обычные люди из Нового Орлеана, которые пытаются вернуться к нормальной жизни после урагана». И: «Многие телеканалы имеют дело с жестокостью и сексом, а также со всякими разными фантастическими вещами. Сериалы, в которых присутствует хотя бы один из перечисленных мною компонентов, чаще всего срывают кассу, становятся успешными. Однако мы в «Тримее» пошли другим путём. Мы пытаемся рассказать историю о людях, простых людях, в масштабах человека, и поэтому мы можем даже не надеяться на высокие рейтинги. Это как бороться со стеной!» Так что сериал Саймона изначально задумывался таким! Низкие рейтинги – это не результат неудачи, а только следствие того, что современный зритель – в массе своей – не шибко рвётся к тому, чтоб тратить время на такого рода сериалы: без драконов, без резвого секса и без переломанных членов тела. И зря! Потому что… А, какая разница почему! Каждый выбирает то, к чему расположено его сердце. Если человек хочет драконов – что ж в этом плохого?..

Критикам, конечно, «Тримей» Саймона очень понравился. И всё-таки нам гораздо интереснее реакция новоорлеанцев. Как они отнеслись к «Тримею»? Пишут: «Новый Орлеан осторожно ждал премьеру сериала Дэвида Саймона, но быстро принял это шоу, полюбив его за честное и точное изображение своего города». И так: ««Тримей» никому неинтересен. Он никого не заботит. Ну и ладно. В конце концов, так и должно быть. Разве не точно также относятся и к самому Новому Орлеану, который некогда считался культурной Меккой Америки, а после урагана «Катрина» оказался заброшенным и лишённым столь ему необходимой политической и экономической помощи?»

Free Agents Brass Band – We Made It Through That Water

А теперь – самое время для нашей постоянной рубрики «Сравним каждый сериал Дэвида Саймона с его «Прослушкой»»! И – неожиданно – жена Саймона, уважаемая всеми писательница Лаура Липпман: «Мне очень нравится «Тримей». Но реакция общественности на этот сериал была приблизительно следующей: «Это же не «Прослушка»! Как «Тримей» смеет быть не похожим на «Прослушку»?!» Знаете, это такая ловушка для ума: когда ищешь чего-то похожего и не понимаешь нового». Конечно, после «Прослушки» – Библии сериалов, Корана «НВО» – остальные работы Саймона могут показаться какими-то несовершенными. Однако это только обман зрения. Или по Липпман – ума. Они не несовершенны, они – другие. Когда ты влюбляешься в женщину, то все остальные начинают казаться тебе – простите за резкость – уродинами. Хороша только твоя Джульетта, а прочие дамы ей и в подмётки не годятся! И вот так зрители, влюблённые в «Прослушку», отказываются видеть красоту других сериалов Саймона, в которых они не находят привычного и знакомого. Скажем так: для творца – а Дэвид Саймон, безусловно, таков – нет ничего лучше, чем находиться в состоянии перемен, меняться, ставить перед собой иные задачи, уходить в сторону, открывать новые горизонты. А если фанаты творца этого ну никак не понимают, так ведь это проблема фанатов, а не создателя умных и драматических сериалов! Вот что говорит Дэвид Саймон: «По сравнению с «Прослушкой», «Тримей» должен был стать более скромной, более интимной историей о том, как музыканты возвращаются к своей нормальной жизни после урагана «Катрина»». И вот многие этого не поняли и потому обозвали сериал «скучным и затянутым». И ещё Саймон: ««Тримей» – сериал более амбициозный и тщеславный, чем «Прослушка». Мне нравятся персонажи «Тримея». Лично для меня они абсолютно узнаваемы и реальны, как и все те люди, которых можно встретить на улицах Нового Орлеана». А вот что написал один человек по поводу того, что «Тримей» – скучный и затянутый. Послушайте: «Вы знаете, посмотрев первые несколько серий, я убедился, что «Тримей» – это провальное шоу. Но потом – «НВО» даёт возможность посмотреть бесплатно несколько серий – я продолжил изучать «Тримей». И в итоге досмотрел до самого конца. Я пришёл к выводу, что, в некотором смысле, этот сериал более великий, чем «Прослушка». Посмотрев его полностью, ты влюбляешься в персонажей, которые – обычные люди, как мы с Вами. И вот это – великое достижение «Тримея». Он пробуждает в зрителе любовь к реальным людям, а не просто к телевизионным героям».

Да и вообще, Дэвид Саймон сознательно ушёл от криминальных историй, от балтиморских страстей, от всего, что он делал доселе. Глядите-ка, вот многие балтиморцы – особенно представители власти – критиковали «Прослушку» Саймона за то, что она – хотя и, безусловно, являясь выдающимся сериалом – всё-таки однобоко показывает Балтимор. И не только «Прослушка»! Сериалы «Homicide» и «Corner» также лишены дифирамбов. Саймон же на это ответил, что во время работы над «Прослушкой» все они изливали свою «желчь и злобу» на то, что происходит в городе, и действительно мало внимания уделяли светлым сторонам Балтимора. Именно поэтому – такова одна из причин – Саймон и взялся за «Тримей», чтобы рассказать историю восстановления славного американского города, Нового Орлеана, чтобы поведать более жизнеутверждающую историю.

The IguanasOye, Isabel

И Вы знаете, так получилось, что говоря о «Тримее», нам вообще не хочется говорить о сюжете, о том, что происходит в сериале, кто там трубач, кто индеец, а кто полицейский. Мы не видим смысла рассказывать об этом, как не видим никакого смысла пересказывать жизнь обычного человека:

Сегодня Юра рано встал,

Потом умылся и побрился.

Потом затылок почесал.

Потом в рубашку облачился,

Нашёл штаны, одел носки…

Он – гений чистой красоты!

Вот, пожалуйста, посмотрите «Тримей». Познакомьтесь с новоорлеанцами. Возмутитесь тому, в каких условиях они оказались после «Катрины», как им было сложно. Побывайте на уличном спектакле «В ожидании Годо» – эта сцена вообще не может быть описана никакими словами! Послушайте музыку, которая известна на весь мир! Вкусите новоорлеанских яств! Почините крышу вместе со старым индейцем! Облачитесь в зелёные и красные ткани перед Марди Гра! Поплачьте о почившем отце! И так далее, и так далее, и так далее…

Саймон в обыденном – причём, совершенно обыденном – обнаруживает невероятную красоту жизни. И потому пишут: ««Тримей» – не столько сериал, сколько опыт». А Саймон говорит: «В этом шоу мы пытаемся захватить, поймать в кадр повседневную жизнь людей. Это означает, что мы должны позабыть об экшне, о бомбах, о драматических перестрелках и дубинках, забыть о мыльной опере и эффектных диалогах, чем так богато современное телевидение. В нашем сериале люди просто говорят, курят, живут, а иногда – поют песни и играют музыку. «Тримей» – это тонкая вещь, более хрупкая и естественная, чем большинство телевизионных шоу, понимаете меня? Конечно же, мне прекрасно известно, что наилучший метод подчинить и захватить внимание зрителей – это держать их в постоянном возбуждении или ужасе, провоцировать их – во всех смыслах – на сильные эмоции, но я действительно в этом не заинтересован. Это – самый простой путь, путь развлечения, и только. Однако герои «Тримея», вопреки подобным тенденциям, прозаичны и будничны. И это значит, что Вы можете смотреть наш сериал и Вам будет казаться, что в нём ничего не происходит. Всё как в жизни. А суть этого в том, чтобы Вы отдали всего себя происходящему на экране, научились наблюдать и смотреть, видеть целое, воспринимать историю во всей её сложности и многогранности, что – по стандартам качественной прозы – является наиболее разумным способом рассказывать историю».

Даже название сериала – это отсылка к району Нового Орлеана, в котором живут представители самых разных рас и национальностей, и которое является оплотом афро-американской культуры, а особенно – музыки джаз и традиционной музыки индейцев. Так что главный герой «Тримея» – это сам Новый Орлеан, его душа.

Mardi Gras Indians – Indian Red (Wild Man Memorial)

Музыка в «Тримее», конечно, занимает одно из важнейших мест. Саймон постоянно говорит: «Моё шоу – это дань уважения афро-американской музыке». Ещё: «Всё, что мы будем помнить через сто лет о нашей культуре, так это афро-американская музыка». Ещё: «В Балтиморе есть много заводов. А что есть в Новом Орлеане? Здесь производят одно: музыку». И: «В Новом Орлеане культура является смыслом существования всего города». Именно культура Нового Орлеана – с точки зрения Саймона – стала для жителей города главным объединяющим началом после «Катрины», стимулом к возвращению и символом надежды. Саймон: ««Тримей» – это аллегория не только Нового Орлеана, но и всей нашей страны. Речь идёт о некоторых людях, которые считали, что они являются частью некоей сплочённой общины, общественного строя, а затем, в 2005 году, им открылась неожиданная правда: что они сами по себе. Я думаю, что единственное, что сработало в Новом Орлеане, что дало толчок к обновлению – это культура. Помощи от политиков жители города не дождались. Экономическая помощь оказалась мифом. И все те социальные проблемы, с которыми сталкивались в Новом Орлеане до урагана, после «Катрины» навалились на людей с удвоенной силой. Так что люди могли полагаться только друг на друга, и больше ни на кого. Мы действительно хотели изучить всё происходящее в Новом Орлеане и адекватно отобразить это в сериале, потому что, по моему мнению, ситуация в Новом Орлеане, в метафорическом смысле, показывает в каком положении находится вся наша страна». И также: «На этот раз мы не пытаемся сделать историю преступлений или полицейскую историю. «Тримей» – это история о культуре и о том, как американская городская культура определяет то, как мы живём. Новый Орлеан – носитель крайне необычной формы культуры, которая появилась на свет благодаря смешению традиций и мировоззрений разных рас и национальностей, всего того, что определяет Америку. В конце концов, что породило всю эту нашу музыкальную культуру? Разумеется, афро-американская музыка, которая распространилась по всему миру. Майкл Джексон, Отис Реддинг, Джон Колтрейн… Вы найдёте их композиции в любом музыкальном автомате, да хоть в Катманду! Это обошло весь мир. Это важный вклад США в мировую культуру. Всё это выплавилось, всё это родилось в Новом Орлеане».

Dr. JohnMy Indian Red

Но не музыкой единой! «Тримей» – не однобокое изображение туристического Нового Орлеана. Это от правды далеко! В сериале коренные индейцы будут спорить с молодыми музыкантами по поводу того что̀ такое «настоящий джаз», новоорлеанский полицейский – вообще не Макналти, но всё-таки – поступит по совести, а талантливый шеф-повар откроет собственный ресторан. Пишут: «Дэвид Саймон, частый гость Нового Орлеана и давний поклонник музыки города, сказал, что его сериал «Тримей» будет посвящён не только новоорлеанским музыкальным сценам и концертам, но также и другим темам: политической коррупции, спорам о жилье, искалеченной системе уголовного правосудия, столкновения полиции и индейцев в Марди Гра, борьбе за восстановление индустрии туризма после шторма и так далее». Ещё: «Новый сериал Саймона рассказывает о буднях и праздниках Нового Орлеана после известных событий 2005 года – урагана «Катрина». Похоже, что Саймон использует ураган в качестве метафоры финансовых, социальных и культурных катастроф, которые потрясли США за последний год». И вот сам Саймон: «На самом деле, «Тримей» посвящён только одной теме: теме того, почему этот город имеет огромное значение для Америки… Это шоу о простых людях, живущих в необыкновенном месте в необычное время. Новый Орлеан – это невероятно яркая, постоянно меняющаяся культура музыки и танцев, кухни и уличной жизни. Наше шоу – это история того, что произошло с городом после урагана «Катрина»».

И особенно приятно, что есть в «Тримее» что-то абсолютно своё, что-то городское, для большинства зрителей непонятное. Саймон говорит: «В этом сериале действительно присутствуют такие вещи, которые могут быть понятны только жителю Нового Орлеана. Они не мешают ходу сюжета, но оценить их может только тот, кто знаком с местными музыкантами и местными обычаями. Приятный, так сказать, бонус для новоорлеанцев. В «Поколении убийц» тоже были такие вещи, над которыми смеялись исключительно морские пехотинцы». Это и есть – уровень Дэвида Саймона. Развивайтесь, зрители! Думайте, переживайте, будьте! Вам не подают гнилое яблоко на тарелке. Вам подают сложное и редкое блюдо, разобравшись в котором, Вы – как человек – вырастите, узнаете больше и – в лучшем смысле слова – развлечётесь.

Да живёт вечно Новый Орлеан!

До свидания!

The New Orleans Jazz Vipers – I Hope You’re Comin’ Back To New Orleans

* чтоби иметь возможность комментировать и читать комментарии зарегистрируйтесь или залогиньтесь