Томм Мур

Выпуск 097. Добавлен 2016.04.28 17:50

Здравия всем!

Древнегреческий философ Платон в телепередаче «Проснись, моя страна!» сказал: «Поэт, если только он хочет быть настоящим поэтом, должен творить мифы, а не рассуждения». О таком вот настоящем поэте я бы хотел сегодня рассказать. Это современный ирландский мультипликатор, режиссёр, сказочник и философ, автор комиксов, человек, мультфильмы которого нельзя не любить – точь-в-точь Хаяо Миядзаки! – Томм Мур.

Flook – Rosbeg

Томм Мур и правда не тратит времени попусту, не рассуждает на пустом месте. Он именно что творит мифы, возрождает ирландский фольклор, пытается построить мостик между прошлым и настоящим. Как и Хаяо Миядзаки, с которым Мура сравнивают по десять раз на дню, ирландский мультипликатор старается не просто «клепать мультфильмы», но творить нечто духовное, красивое, значимое. Мур – если вы не в курсе – большой человек для тех, кто ценит подлинную красоту. Если мультфильмы Миядзаки запали вам в душу, если вы, как и я, влюблены в «Навсикаю», «Принцессу Мононокэ», «Унесённых призраками», «Рыбку Поньо», то два фильма Мура, «Тайна Келлс» и «Песнь моря», возьмут приступом ваше сердце. Эти мультфильмы довольно известны, их многие видели, и чаще всего зритель обращает внимание на их «визуальную составляющую». Фильмы Мура, так сказать, «очевидно прекрасны». Они настолько красивы, настолько ярки, настолько особенны, что зрителю просто ничего не остаётся, кроме как окунуться с головой во Вселенную Брендана и Сирши, героев муровских фильмов. Дети приходят в восторг, родители падают в обморок, а мудрые старики говорят, что мультфильмы Томма Мура «служат вечной Истине». В его «Книге Келлс» и «Песне моря» ирландско-кельтская мифология сочетается с христианством, духи прошлого оживают, Библия становится актуальной книгой, искусство служит человечеству, а добро и зло – как в романах Толкина – борются между собой. Ну а сам Томм Мур говорит так: «Мультипликационные блокбастеры меня мало интересуют… Если я буду вынужден всю свою жизнь рисовать мультфильмы при ограниченном бюджете и за пределами большого рынка, что ж, так тому и быть!» Вот он какой, большой человек!

Phil Cunningham & Aly Bain – The Bluejay, Scott MacMillan’s Nightmare

Томм Мур родился 7 января 1977 года в Северной Ирландии. Родители Томма Мура, когда он ещё был малышом, переехали в городок Килкенни, самый-самый маленький во всей Ирландии. Именно здесь проживает Мур до сих пор, здесь вместе с друзьями он основал известную мультипликационную студию «Cartoon Saloon», именно здесь происходит всё волшебство. Но всё это случилось значительно позже, в девяносто восьмом году. А пока ещё Мур молод и зелен…

Как известно, ничто в нашем мире не вырастает на пустом месте. У всего и вся есть корни. Корни Мура проросли из комиксов и разных иллюстраций, как он говорит. Его кузен – в 1989 году – привозил ему комиксы про Бэтмена, которые Мур страсть как любил. Вдохновившись историями про Человека-Летучую-Мышь, Мур и сам взялся рисовать нечто подобное. А ещё были мифы, легенды, всякие мультики, книги! Как пел Баллимот: «На Мура влияла культура». Мур вспоминает: «В детстве я интересовался комиксами и легендами. Помню меня очень впечатлили книги «Мифические структуры для писателей» и «Герой с тысячью лицами». В них говорится о том, как мифология представлена в нашей поп-культуре. Потом я стал членом «Молодых Ирландских Кинематографистов», и художественный директор показал нам, что такие фильмы как «Горец» или «Звездные войны» на самом деле строятся на мифологических структурах. Шестнадцать лет назад, когда мы были студентами в колледже искусств, мы хотели создать мультфильм, который бы переизобрёл рисованную анимацию в противовес анимации компьютерной, и превратил бы ирландское искусство во что-то уникальное и вызывающее. Нас многое вдохновляло: персидское искусство в фильме «Вор и сапожник» Ричарда Уильямса, венгерские народные сказки… Много чего. Это была точка отсчёта, и потом мы погрузились во все эти легенды и поняли, что можем сделать сотни фильмов». Угу, ясно! Но только – кто ж они такие, эти «мы»?

The DublinersAmong Friends

А «мы» – это друзья! «Как и большинство мультипликаторов», – говорит Мур, – «я начал с большого интереса к рисованию в детстве. Позже я нашёл нескольких друзей, разделявших мои интересы, и мы все-все-все собрались в обществе «Молодых Ирландских Кинематографистов» в моём родном городе Килкенни». И вот что было дальше: «Когда я учился в колледже, в мой первый год обучения, в 1995 году, вышли мультфильмы «Балто» и «История игрушек». Тогда среди студентов было много споров на тему того, продолжать ли им иметь дело с рисованной анимацией или идти прямо в «СGI» (такие компьютерные эффекты), чтобы стать частью того, что происходило в конце девяностых. Мы выбрали рисованную анимацию, что можно сравнить с ситуацией, которая произошла с картинами после появления фотографии». Вместе с Томмом Муром тусили некий Пол Янг, некая Нора Туми и кое-кто ещё. И вот все эти ребята приняли решение заниматься рисованной анимацией, несмотря на то, что компьютерные технологии буквально сметали «старую школу». Риск, скажу я вам, был очень велик! Ну кто может знать, что произойдёт через пять или десять лет? А вдруг от рисованной анимации останутся одни «рожки да ножки» и всем заправят компьютеры? Представьте себе: мир отказывается от видеокассет и переходит на компакт-диски, а вы – студент – всё равно интересуетесь видеомагнитофонами! Можно доиграться и остаться без работы. Но – кассеты, наверное, плохой пример – Мур и его друзья понимали, что потенциал и возможности рисованной анимации огромны, что они не могут быть исчерпаны! Кино ведь не уничтожило театр, хотя и уменьшило его аудиторию. Телевиденье – все тогда боялись! – не уничтожило кино, а наоборот: простимулировало кинематограф к открытию нового и неизведанного. И точно также обстоит дело с компьютерной графикой. Да, «Суперсемейки», «Волли», «Зверополисы» – всё это «монополизировало рынок и дало под дых рисованной анимации»… Ну и что? В который раз я скажу: разве количество зрителей – это самое главное для искусства? Разумеется, это важно, чтобы ваш фильм посмотрело как можно больше людей, но ведь не стоит опускать руки из-за того, что ваше дело перестало быть мейнстримом, что оно – помним об эволюции! – больше не во главе угла? Сколько людей слушает «Киноведы»? Десять? Десять сотен? Или больше? Разве это должно влиять на саму передачу, на её качество? Мур это понимал. «Если ты делаешь хороший фильм, то его техника второстепенна», – говорит он. Вот послушайте эту великолепную ирландскую композицию. Для кого вообще важно, сколько лет этой мелодии? Современна она или архаична? И конечно – вы только не подумайте чего – интересно узнавать историю музыки, потрясающе копаться в этом, но я имею в виду другое. Я хочу вам сказать, что любая форма искусства, любого периода истории может быть потрясающей. Просто мы привыкли говорить «о прошлом и настоящем», о народной музыке и музыке массовой, а на деле всего этого нет. Есть, как говорят умные люди, только божественная красота. И если ты её видишь – в любой форме, в любой одежде, вне всякого времени, – это значит, что твои глаза широко открыты.

Phil Cunningham & Aly BainSarahs Song

Но как там обстоит дело с рисованной анимацией? В чём собственно проблема? И кто сказал, что она может устареть?.. Послушаем Томма Мура: «Я думаю, что рисованная анимация ещё откроет себя заново. Она способна на многое, даже на то, что не под силу компьютерной анимации. Определённо, рисованная анимация имеет огромный потенциал, её история не закончена. Однако я не против компьютерной анимации, она тоже прекрасна. Знаете, я долгое время тусовался с теми ребятами, что создали компьютерный мультфильм «Город героев». Тот, что про супергероев и всякие научно-фантастические технологии. Признайте, было бы глупо рисовать его акварелью, ведь так? Поэтому я говорю, что разные истории требуют разных подходов». Далее: «Мне кажется, что рисованная и компьютерная анимация могут уживаться вместе. А вот как на это будут реагировать зрители, уже другой вопрос! Я надеюсь, что публика в мире не откажется от рисованных мультфильмов. Но это тяжело. Джон Лассетер говорил о возвращении рисованной анимации. Он говорил, что люди обвиняли рисованную анимацию в кино в том, что она плоха, но добавил, что это ошибочное мнение, ведь никто же не будет обвинять кинокамеру за плохой фильм. Будут обвинять актёров или сценарий, но камера же не виновата! И в то же время, уже довольно давно не было ни одного успешного рисованного блокбастера. Возможно, рисованная анимация станет в будущем специализированным художественным процессом и никогда больше не станет господствующей формой. Я не знаю, хорошо это или плохо. Вполне возможно, что рисованная анимация станет в один ряд с анимацией кукольной или песочной». И ещё: «Традиционная анимация не суперсильна в Европе, но, по крайней мере, здесь есть несколько режиссёров и продюсеров, которые отдают ей своё предпочтение. Я думаю, что так происходит потому, что мы делаем фильмы скорее из художественных, нежели коммерческих соображений. Изобразительное искусство в Европе весьма сильно, а культура комиксов и анимации во Франции, Бельгии и других европейских странах имеет длинную историю. И я думаю, это позволяет сохранить интерес к рисованной работе. Тем не менее, я чувствую, что европейский зритель, как и аудитория всего мира, в основном настроен на компьютерную анимацию. Это – постоянная борьба, и я надеюсь, мы сможем её продолжать».

The Chieftains & Ry Cooder – March to Battle (Across The Rio Grande)

Продолжаем слушать Мура: «Я считаю, что 2D-аниматоры несут определённую ответственность, такую же, которая легла на плечи художников после изобретения фотографии. Нам нет никакого смысла двигаться в сторону реализма, потому что не в этом смысл рисованной анимации. Мы должны создавать такие фильмы, которые будут развивать наше искусство, а не копировать другие виды искусств. В живописи – из-за фотографии – появился экспрессионизм, импрессионизм, кубизм и другие современные течения. Фильмы, вроде «Сказания о принцессе Кагуи» Исао Такахаты – да как и всё, что делает студия «Ghibli» – указывают нам правильный путь. 2D-анимация должна продолжать изобретать себя. За всю историю изобразительного искусства есть ещё так много, что мы можем исследовать!» И так: «На данный момент, так мне кажется, большинство мультипликационных студий озабочены только тем, как бы сделать свои мультфильмы как можно более реалистичными, «живыми». Иногда это, конечно, имеет смысл. Вот, например, «Как приручить дракона 2». Смотря его, я почти чувствовал движение, как будто смотрел какой-нибудь большой фильм Питера Джексона. Но при этом я всё равно считаю, что анимация может иметь свой собственный язык, а не просто подражать живому действию… И ещё удивительно то, что наблюдается обратная тенденция. Большинство современных блокбастеров – это не «живые» фильмы, а скорее анимационное кино. «Аватар», в основном, анимационный фильм, и даже – что ещё более удивительно – «Гравитация» Альфонсо Куарона. Эти фильмы, в значительной степени, анимированы. Парадигма кино XXI века пошла по пути гибридизации с анимацией».

И вот один интервьюер спрашивает режиссёра: «Считаете ли вы, что анимация имеет возможность – лучше художественных фильмов – выразить все те сложные темы, которые вы стараетесь донести до зрителя?» Томм Мур даёт такой ответ: «Да, определённо. Я не думаю, что реалистическое живое действие в кино или компьютерная графика способны на то, чего достигает рисованная анимация. Понимаете, для меня компьютерная графика – это разновидность обычных «живых» фильмов, потому что в ней применяются те же самые принципы, те же символы и тот же язык, что и в кино. Если я смотрю фильм с Томом Крузом, то там всё понятно. Но когда я смотрю анимированные фильмы, особенно японские, где герои просты, а пейзажи обворожительно прекрасны, то могу сопереживать истории, становиться её частью. Эти мультфильмы настолько абстрактны и так условны, что это заставляет нас становиться частью их мира. Такое возможно только в анимации, этим она и особенна. Дети, смотря мультфильмы, проецируют в них свои «я», идентифицируют себя с персонажами. С моей точки зрения, это невозможно в приключенческих фильмах, в «живом» кино. Мне кажется, что мультфильмы более захватывающи».

Gaelic Storm – My Lucky Day

Переломный момент в биографии Томма Мура – это основание мультипликационной студии «Cartoon Saloon». Это произошло в 1998 году. Несколько ирландских энтузиастов приняли твёрдое решение заниматься рисованной анимацией в родной стране. Им не хотелось работать на американской студии – как многие другие, – разрабатывая компьютерные игры. Они предпочли остаться в городке Килкенни, пробовать всё делать самим. В итоге – правда, спустя многие годы трудов, лишений и надежд – их мечта сбылась. Известный в узких кругах Пол Бирн спрашивал Пола Янга, одного из основателей студии, друга Томма Мура: «Как же, чёрт побери, три ирландских студента оказались в одном строю с людьми, вроде Хаяо Миядзаки и команды «Pixar»?» Пол Янг ответствовал: «Знаешь, мы сами всё еще пытаемся это понять. Наверное, это, в первую очередь, как-то связано с желанием работать. Не думаю, что кто-нибудь с прицелом на карьеру в анимации был бы впечатлен нашим бизнес-планом, в основном, потому что у нас его не было. Ничего кроме идеи собрать деньги и сделать свой фильм. Мы не особо заботились о прибыли, мерчендайзе и спиноффах франшизы. Мы просто устроены по-другому. Или более глупо, если быть точным. Например для «Книги Келлс» потребовалось пять лет, чтобы найти деньги, а затем ещё два года на производство. Мы начали компанию с создания трейлера для «Книги», и нам приходилось работать над другими вещами, чтобы оплачивать счета, пока мы наконец-то не выпустили фильм. У «Песни моря» рабочий цикл был короче, но были свои сложности. Сейчас нам потребовалось всего два года, чтобы собрать деньги на наш новый проект «Добытчик», и с гораздо большим интересом со стороны громких имён, вроде Анджелины Джоли, которая захотела продюсировать фильм».

Итак, давайте-ка ещё разочек упомянем имена героев. Томм Мур, Пол Янг и Нора Туми познакомились во время обучения анимации в дублинском колледже. Основав свою студию «Cartoon Saloon», ребята условно распределили обязанности. В конечном счёте, все занимались всем. Вот, например, Томм Мур успел побывать и директором, и художественным директором, и раскадровщиком, и аниматором, и иллюстратором. Не зря Пол Янг говорил так: «Мне кажется, самое важное, что мы узнали за эти годы, это то, что неважно насколько хороша твоя идея, если у тебя нет хорошей команды, которая смогла бы её реализовать. Если у тебя нет друзей-помощников, идея умрёт. Так что, отличную идею вполне себе можно превратить и в кино, и в сериал, и в короткометражку, но только если работать с правильными людьми. Это важно понимать. Одному очень сложно. Даже писателям приходится выбираться и начинать работать с режиссёрами, другими писателями. Иногда творческая карьера начинается в одиночестве, но даже самые хорошие художники понимают, что им нужна команда». А вот совет Томма Мура всем начинающим аниматорам: «Рисуйте, сделайте вещь, выйдите и встретьтесь с нужными людьми. Не бойтесь говорить с теми, кто уже давно работает в анимационной промышленности. Не торопитесь, потратьте часть времени на учёбу в хорошем колледже. Эти годы дадут вам безопасное пространство для роста, а потом, когда ваше обучение будет близиться к концу, попытайтесь выйти и встретить людей из этого бизнеса. И постоянно собирайте команду друзей, на которых вы можете положиться в качестве критики и поддержки, потому что умение ладить с другими людьми, работать в коллективе не менее важно, чем ваши рисунки и способности в анимации».

Van MorrisonOrdinary People

«Для того, чтобы заниматься анимацией в Ирландии», – говорит Мур, – «иметь свою собственную студию и при этом не обанкротиться, нужно быть и продюсером, и менеджером, и директором в одном лице. И это закаляет, скажу я вам!» И ещё: «Мы всегда очень аккуратно выбираем проекты, над которыми работаем. Они должны совпадать с нашими ценностями и при этом удовлетворять клиента. К счастью, сейчас клиенты к нам приходят всё чаще и чаще, потому что мы хорошо делаем свою работу. Это – сложный баланс между Норой Туми (креативным директором) и мной, чтобы совместить наши собственные карьеры в качестве руководителей и исполнителей с управлением студией.  Пол Янг, в основном, фокусируется на производстве и способен сосредоточиться на этом на сто процентов. А вот задача для меня и для Норы – это сохранить баланс, каждый день и каждую неделю делать то, что запланировано студией, развивать свои художественные и режиссёрские качества, совершенствовать команду. Короче, делать всё, чтобы студия «Cartoon Saloon» продолжала жить». И вот так: «Мы придумали для себя правило: мы не хотим превращать всё в обычную рутину – попасть в замкнутый круг бизнеса, так что мы всё время сохраняем курс. Множество старых друзей, которые работают в других студиях, возвращаются и помогают, когда мы начинаем новый проект». А проектов у студии было не так и уж и мало! «Книга Келлс» и «Песнь моря» – самые известные, но кроме них были ещё телевизионные мультсериалы и короткометражные мультики. В 2017 году выйдет в свет новое творение студии – «Добытчик». Режиссёр – Нора Туми. Продюсер – Томм Мур. И у них так всегда! Вот «Книгу Келлс» Мур режиссировал вместе с Туми. В «Песне моря» он единственный режиссёр. Продюсер обоих фильмов – Пол Янг.  В общем, ребята друг другу помогают. У них нет СВОИХ проектов. Все их проекты общие. Ещё Томм Мур выступил в роли режиссёра одной из новелл мультфильма «Пророк», который почти нереально найти где-нибудь в Интернете. Фильм основан на знаменитой одноимённой поэме суфия Халила Джебрана. И ещё ходят слухи о том, что Мур взялся работать над своим третьим фильмом – после «Книги Келлс» и «Песен моря», – который замкнёт трилогию – по уверениям культурологов – «мифологического цикла Мура». Это будет мультфильм об оборотнях, и большего я пока сказать не смею.

В общем, команда «Cartoon Saloon»  – это великолепный пример того, как можно зарабатывать деньги, трудиться, идти против течения и оставаться верным себе. Мур говорит: «Удивительная алхимия происходит, когда хорошие команды сливаются в единое целое для достижения общей мечты, так как по отдельности осуществить её очень тяжело из-за ограниченности в средствах. Я чрезвычайно благодарен нашей команде и надеюсь, что нам ещё удастся снова поработать вместе». Одним словом – молодцы! Для таких открыты все дороги.

Catherine McEvoy, Caoimhín Ó Raghallaigh & Mícheál Ó RaghallaighThrow It Across The Road

Но что же вдохновляет Томма Мура на сей нелёгкий, но бесконечно интересный труд? Кто его кумир? Что он любит? Слушаем: «Меня вдохновляют многие аниматоры. Например, Мишель Осело. Он, кстати, был достаточно любезен, чтобы дать мне несколько советов в первые годы нашего развития. У него был непомерный опыт, он работал с несколькими странами. И он был твёрдо уверен в том, что мы сможем остаться в стороне от «Диснея» и найти что-то уникальное, свой путь в анимации. Конечно, на меня оказали большое влияние дух и атмосфера фильмов Миядзаки. То, как он использует символы. Мне нравится, как он сочетает реальный мир с субъективным миром персонажей. Мне кажется, что успех «Унесённых призраками» открыл двери для новых форм анимации. Ещё я вдохновлялся работами Геннадия Тартаковского. Мне очень нравится его «Самурай Джек» и «Войны клонов». Они преподали мне множество ценных уроков». И так: «Я горжусь тем, что пожал руку Хаяо Миядзаки, когда он приезжал в Лос-Анджелес. Обычно я не курю, но когда я увидел, что он курит, то тут же выпросил у кого-то сигарету, чтобы покурить рядом с Миядзаки! Курить было тяжело. Я кашлял и брызгал слюной, но в то же время гордился, был на седьмом небе от счастья, что курю вместе с таким человеком! Это здорово, что его фильмы были открыты на Западе, и даже оценены по достоинству! Они – часть графической японской культуры. Такие фильмы, как «Унесённые призраками» могли показываться в кинотеатрах дольше, чем «Титаник» или ещё что-то. Я бы очень хотел, чтобы в англоязычном мире было что-то подобное, чтоб мы создавали мультфильмы такого же уровня и смысла, но мы этого не делаем». Да, Мура и Миядзаки объединяет многое. Критики отмечают сходство… А вот в чём это сходство, не так-то просто и сказать! Ясно, что Мур и Миядзаки одинаково верны фольклору, у них в фильмах появляются довольно схожие персонажи, их анимация не похожа на американскую… Но всё это – как я нахожу – не причина их схожести, но результат кое-чего другого. Если вы почитаете интервью этих гениев, то удивитесь насколько похожи их взгляды на жизнь. Их виденье близко, они «братья по сердцу и разуму». И вот отсюда – схожесть их мультфильмов. Просто Хаяо Миядзаки и Томм Мур существуют как бы в одном и том же пространстве, духовном пространстве, и плоды их трудов – по этой причине – схожи по вкусу. И это чудесно! Это – подлинное искусство, верность чему-то такому, ради чего стоит жить и работать. И вот что ещё говорит Мур: «Я всегда любил стильные американские мультфильмы пятидесятых годов. Ещё на меня оказал влияние Ричард Уильямс. Его незавершённый шедевр «Вор и сапожник» – это нечто! Я также большой поклонник творчества Уэса Андерсона. Его композиция кадра восхитительна». И вот так: «Из комиксов я обожаю таких авторов: Крис Вар, Крейг Томпсон, Джефф Смит (список можно продолжать и продолжать). Из анимации: Ричард Уильямс, Генадий Тартаковский, Уолт Дисней, Миядзаки… И на самом деле я мог бы сделать более длинный список, так как мои вкусы развиваются и меняются. Сейчас я в плену «Принцессы Кагуи» Такахаты и грубой анимации Глена Кина».

The Dubliners – I Know My Love

«По моему мнению», – считает Мур, – «мультфильмы нашей студии выделились среди других, потому что у нас есть свой собственный голоc. Как аниматор и художник, я хотел бы иметь свой стиль, а не просто слепо подражать какой-либо давней традиции, как это происходит в Америке или в Японии среди основных тяжеловесов анимации. Я думаю, нет ничего интереснее, чем предложить что-то другое, что-то новое». И так: «Мне нравится универсальность фильмов Хаяо Миядзаки. Вы можете смотреть их и при этом ничего не знать о японской культуре. Однако если вы изучите японскую культуру, то лучше поймёте работы Миядзаки, они раскроются вам во всей своей полноте. Это касается таких фильмов, как «Унесённые призраками» или «Мой сосед Тоторо». Они вдохновенны! Я хочу, чтобы наши фильмы, созданные в Ирландии, тоже были вдохновлены нашей культурой. С другой стороны, это создаёт определённые проблемы, в плане финансирования и сотрудничества. Да, мы выбрали более жёсткий путь, чтобы иметь что-то ирландское, своеобразное, но я должен заметить, что наши фильмы всё равно универсальны. Они интересны и для датских компаний, и для бельгийских, и французских…» И не подумайте, что фильмы Мура – это какой-нибудь артхаус или странная интеллектуальная анимация. Нет. Они понятны каждому, они красивы и умны. От таких фильмов жить хочется. Они доставляют удовольствие, учат мудрости, дарят красоту. Мур – большой художник, по сути, уже всеми признанный мастер. Оба его фильма – подряд! – номинировались на Оскар. Не выиграли, но ведь не это главное! Мур говорит: «Это действительно замечательно, получить вторую номинацию подряд! Теперь я могу сказать: «А может быть первая не была случайностью?»»

И вот последняя цитата Мура, которой мне хочется закончить передачу: «Я очень желаю, чтобы наши мультфильмы достигли широкой аудитории, а не воспринимались как артхаус, что-то экзотическое или трудное для восприятия. Понимаете, мы тратим неимоверное количество сил, времени и денег, создавая свои мультфильмы. Мы просто не можем не стремиться выйти на большие экраны, иначе наш труд не окупится». Так давайте поможем Томму Муру, посмотрев его фильмы и рассказав о них своим близким!

До свидания!

* чтоби иметь возможность комментировать и читать комментарии зарегистрируйтесь или залогиньтесь