Тайна Келлс

Выпуск 098. Добавлен 2016.04.29 17:50

Здравия всем!

Ирландский мультипликатор и режиссёр Томм Мур, который – толкуют – живёт ещё со времён святого Киарана, сказал так: «История жива, пока её рассказывают и пока её слушают». И правда, как бы мы узнали о Келлской книге, Пангур Бане, Туата де Дананн, святом Колумбе, Айдане Линдисфарнском или острове Айона, если бы Томм Мур не рассказал удивительную мультипликационную историю о мальчике Брендане и девочке-фее Эйшлин? Как пишет Геннадий Альперьевич: «Мультфильм «Тайна Келлс» 2009 года – это оживший миф. Он превращает мрак в свет».

Bruno Coulais – Opening Brendan

Мудрые люди рассказывают о таких временах, в которые мир населяли духи, фантастические существа, единороги, волшебники… Говорят, что в прошлом было такое себе мистическое время, когда, выйдя в лесок за орешками, можно было натолкнуться на какую-нибудь богиню, фею, эльфийку или – если не повезёт – жуткого монстра-людоеда. Конечно, верить в подобные вещи – стыд и срам, и мало кому из пользователей «айфонов» и опытных блоггеров придёт в голову отправиться на поиски единорогов или русалок, но всё же… Так ли глупы и примитивны все эти мифы, как нам кажется? А что если – такое случается сплошь и рядом – мы не принимаем их всерьёз потому, что на самом деле ничего об этом не знаем? Как пел поэт Амергѝн: «Увы! Невежественные люди всегда наезжают на то, о чём не имеют ни малейшего понятия». Вот говорят, что раньше человеку было куда проще натолкнуться на что-то магическое. Людей было поменьше, лесов побольше, а все фантастические существа – тогда ещё они таковыми ни были – могли себе «жить-не-бояться-и-даже-не-прятаться». Потом же, когда стало совсем невыносимо от выхлопных газов и звона металла, они разбрелись по свету, ушли в иные миры (уплыли на Запад, поднялись в небо и так далее) или попросту вымерли. И вот теперь встретиться с ними почто невозможно, хотя – опять же, по словам очевидцев – если очень сильно этого захотеть, то можно. Только вот часто такие встречи не приводят ни к чему хорошему; как бы сказал бизнесмен, заботящийся о своей карме: «Влетают в копеечку». Да и не каждому человеку, как мы знаем, открыта дорога в Нарнию. Ну а если туда всё-таки попадаешь, так ещё ведь нужно уметь смотреть и понимать, что видишь! А таких людей и того меньше… Так что «здоровый скептицизм», «научные обоснования» или «прагматическая философия» тут ни при чём. Ты или веришь, или нет, или видел, или не довелось. А как отделять истину ото лжи – это уже целая наука, научить которой просто нельзя.

Лично для меня доказательством многих мифов и волшебства как такового является культура. Музыка, кино, литература, философия, религия, живопись, танец, комиксы – всё это, как по мне, свидетельства вот того самого магического мира, подлинной реальности мифа. Мультфильмы Томма Мура или Хаяо Миядзаки – они же магичны в прямом смысле слова! Не это ли и есть магия? Просто мы к ней привыкли, мы знаем о ней, живём с ней бок о бок – и уже не думаем, что движущиеся картинки, гипнотизирующие своей красотой, или истории, от которых захватывает дух – это самое настоящее волшебство! А наш мир, вся наша Вселенная, которая «умом необъятна и сердцу приятна»? Я читаю Германа Гессе, Карлоса Кастанеду или «Чжуан-цзы» – и вот она, магия. Я листаю комиксы о «Песочном человеке», о приключениях Бэтмена или Соколиного Глаза – и снова она тут. Я смотрю фильмы Сатьяджита Рая, Мишеля Осело или Терри Гиллиама – и вот она опять. А поэзия? Разве она не волшебна? А живопись и музыка? Не зря ведь старики-даосы любили повторять: «Дао есть во всём, понял?» И вот когда я впервые – а потом во второй, в третий и в четвёртый раз – посмотрел «Тайну Келлс» Томма Мура, я понял: магия жива и она никуда не девалась. Если подобную, неописуемую словами красоту могут создать трое выпускников дублинского колледжа, что тогда думать о тех, кто посвятил себя познанию мира и самого себя? Почему мы так недоверчивы ко всему, что – хотя бы немножечко – выходит за границы привычного нам уклада жизни, с автобусами и поездами, с Интернетом и телевизором, с гаджетами и виджетами? Томм Мур говорит: «Работая над «Тайной Келлс», мы хотели показать тонкую грань между реальностью и воображением людей, живших в далёкие времена. Мы хотели показать, что легенды и предания были естественной частью их мира». Или как говорил мальчик Брендан: «Всего из книг не узнаешь».

Bruno Coulais – The Mist Doors

Критики пишут: ««Тайна Келлс» – это такой мультфильм, который отличается от любого другого, и не только потому, что он ирландский!» И так: «Фильм великолепен как анимацией, так и сюжетом».

История «Тайны Келлс» – очень интересна, хотя и немного запутана. Давайте разберёмся с её сюжетом, как если бы мы посещали исторический факультет или курс лекций о мифопоэтическом символизме. Копаться в этом фильме, поверьте мне, можно до бесконечности! Авторы насытили его всем, чем только смогли. Вот что говорит Мур: «Много визуальных символов «Тайны Келлс» взяты из ирландских и кельтских мифов и легенд. Однако эти символы известны не только в Ирландии, они появляются во многих древних историях и культурах. Эти символы имеют универсальный характер для человечества». И ещё: «Перед работой над «Тайной Келлс» я читал много сказок, интересовался фольклором, который, так получилось, не вошёл в фильм. Просто «Тайна Келлс» стала своеобразным домом для всего этого, для нашей родной культуры».

Итак, время действия – начало IX века. Место – Ирландия, маленький городок под названием Келс, что стоит до сих пор. От него до Дублина, ирландской столицы – час езды на машине. Келлский монастырь – как говорят некоторые историки – был основан в 554 году ирландским святым Колумбой, Голубем Церкви. Святой проповедовал христианство, распространяя Слово Божие среди язычников Ирландии и Шотландии, кельтских и германских племён. Колумба основал много монастырей и аббатств, не только в Келсе. Самое известное среди них – это то, что на шотландском острове Айона, ставшее религиозным центром, местом паломничества многих христиан. Аббатство было основано Колумбой и его двенадцатью товарищами в 563 году, спустя десятилетие после Келлского. И вот перед нами два аббатства, два христианских столпа – одно на Айоне, а другое – в Келсе. Оба – Колумбовы. Оба – страдают от набегов норманнов, викингов-завоевателей, которые – как мы знаем – ни с кем не сюсюкались, без разбора убивая и грабя местное население. За это – и вполне обоснованно – викингов, среди христиан, называли «бичом Божьим». После набегов норманнов, как правило, мало кто выживал и мало что оставалось. И вот эти самые берсерки, воины-убийцы, не ведающие страха и жалости, напали на монастырь на Айоне. Это случилось в 806 году, как раз в то время, когда происходят события в мультфильме Томма Мура. Спастись на острове – ясное дело – удалось немногим. Прекрасный монастырь, стоявший двести пятьдесят лет, викинги разграбили и сожгли. Так вот, согласно «Тайне Келлс», один из немногих, кто сумел сохранить жизнь – это мастер Эйдан, реальное историческое лицо, также христианский святой и основатель монастырей Айдан Линдисфарнский. По морю он приплывает в Келлское аббатство, предупреждая тамошних братьев-монахов об угрозе нашествия варваров. Правда, в этом не было необходимости. Келлский настоятель монастыря, суровый великан Келлах, и без того осведомлён о норманнах. Уже многие годы под его чутким руководством жители и монахи Келса возводят гигантскую «китайскую» стену вокруг городка. Она должна защитить Келс от викингов, когда они придут «сеять смерть и несчастья». Они обязательно придут, уверен Келлах, это время не за горами. Поэтому нет ничего важнее строительства стены. Это – вопрос выживания. Все другие вопросы – хозяйство или искусство – второстепенны, потому что без стены всё это лишено какого-либо смысла. Представляете, в каких условиях им приходилось жить? В любой день любого месяца под ваши стены могли прийти заморские войска бессердечных чудовищ и выжечь всё дотла! Опасения Келлаха не были беспочвенными. Но тем не менее, думая только о спасении жизни людей, он совершенно забыл о том, ради чего строился монастырь в Келсе, зачем всё это нужно. Мастер Эйдан, великолепный книжный иллюстратор, привозит в Келс Книгу. И это слово пишется с большой буквы, так велико значение этого произведения искусства. Книга – это легендарная Келлская книга, о которой говорят «как об одном из главных ирландских культурных сокровищ». Эта книга была начата на Айоне, самим Колумбой, у которого то ли три глаза, то ли три руки. Никто этого не знает. Но известно, что от страниц Книги – настолько она прекрасна, настолько божественны её иллюстрации – слепнут бесы. Ангельская красота льётся со страниц этой Книги. Она – само волшебство, само чудо. И вот теперь мастер Эйдан привёз её в Келс, чтобы она была тут закончена, чтобы всё это великолепие не пропало даром. Но – и в этом драма мультфильма – настоятель Келлах не хочет даже и слышать об этой Книге. Что толку в каких-то книжечках – пусть и красиво разрисованных, – если викинги могут сжечь Келс когда им заблагорассудится? Только одна Стена – пусть и она будет с большой буквы! – должна заботить монахов, убеждён Келлах. «Книги не спасают людей!» – вот как он думает. – «Людей спасают стены! Оставьте книгу, иначе все мы погибнем!» Да, ему было из-за чего прийти в ярость. Его монахи всё чаще стали отлынивать от  строительства стены и заниматься иллюстрированием Книги. Правда, как оказалось в дальнейшем, стена мало чем помогла Келсу. Она не смогла остановить норманнов. Те всё равно вторглись в аббатство, опустошая, грабя и убивая всё на своём пути. Но Книга… Книга сохранилась. И даже дошла до наших дней. Именно она – главный герой фильма Мура. Именно в ней сокрыта великая тайна Келлского монастыря. Мур говорит: «Моей целью в фильме было рассказать историю о важности искусства, культуры даже в самые трудные времена. И ещё: создать уникальный стиль анимации. Я чувствовал большую ответственность. По сути, «Тайна Келлс» – это первый ирландский анимационный фильм, и я действительно хотел, чтобы он отличался от других фильмов, чтобы был уникальным. Моим главным страхом при создании «Тайны Келлс» было сделать мультфильм, который все сочтут стереотипно ирландским».

Не бойся же, Мур! Никто не счёл.

Bruno Coulais – Kells Destroyed

Дарья Горячева в «Газете.ру» пишет: «Келлсская книга – та, что вдохновила создателей мультфильма – шедевр каллиграфии и иллюстрирования, один из самых изумительных памятников кельтской культуры. Эта щедро расписанная миниатюрами и орнаментами рукопись сейчас хранится в библиотеке Тринити-колледжа в Дублине. Существует несколько версий истории её создания, и фильм следует наиболее распространённой: книга была начата на острове Айоны, а затем продолжена в Келлском аббатстве. «Тайну Келлс» гораздо интересней смотреть с историческим справочником, мифологическим словарём или хотя бы просто Википедией, потому что аллюзиями и символизмом в мультфильме наполнено всё, вплоть до имён. Например, Пангур Бан – так зовут кота Эйдана, – это название старинной поэмы, которую один монах посвятил своему любимому коту. А вот Эйшлин — имя хозяйки леса – это ирландский поэтический жанр, в котором Ирландия представляется поэту в виде женщины. Кстати, только из статей про Келлскую книгу вы узнаете о том, что рукопись состоит из четырёх Евангелий». Ещё пишут так: «Тайна Келлс» основана на богатой культуре и истории ирландского христианства. Сама анимация, как и музыка из мультфильма – корнями оттуда. «Книга, которая ослепляет бесов», сокровище всей этой истории – это реально существующая Келлская книга, богато иллюстрированное Четвероевангелие. Но есть в фильме и другая сторона. Например, в образе девочки Эйшлин представлена культура языческая, дохристианская».

Bruno CoulaisIn The Forest

А вот что – о Келлской книге – сказано в Википедии: «Писатель XII века Гиральд Камбрийский пишет: «Почти каждая страница этой книги украшена по-разному, разными цветами. В ней ты можешь видеть божественно нарисованное лицо Господа, тут есть мистические символы Евангелистов, каждый с крыльями, с шестью, с четырьмя, с двумя; здесь орёл, там телец, здесь человек, а там лев, и великое множество других фигур. Посмотришь на них поверхностным взглядом, и ты подумаешь, что это подчистки, а не узор. Прекраснейшее искусство рядом с тобой, но ты можешь не заметить его. Ты обнаружишь лабиринты линий, таких тонких и изящных, полных переплетений и связей, с цветами такими свежими и живыми, что ты можешь сказать, что это – работа ангела, а не человека»». И снова – Мур: «Во время работы над «Тайной Келлс» меня мучил один вопрос: важно ли искусство? Моя сестра стала адвокатом по правам человека, чтоб помогать людям, и я задавался вопросом, а не стыдно ли быть художником? Послание «Тайны Келлс» в том, что искусство важно даже в трудные времена, потому что оно даёт людям смысл жить».

Bruno Coulais – The Book Of Iona

А теперь – о мальчике Брендане и девочке Эйшлин.

В Келлском аббатстве живёт двенадцатилетний Брендан, который всем сердцем любит искусство. Он хочет стать иллюстратором, иллюминатором, человеком, который оформляет Священные Писания рисунками и узорами. Ему рассказывают, что где-то далеко-далеко, на острове Айона, святой супер-мастер Колумба начал работу над Книгой Книг, Четвероевангелием такой красоты, что она прямо-таки ослепляет и вводит в ступор. И тут мастер Эйдан привозит в Келс эту самую книгу, законченную только наполовину. Сам Эйдан старенький и подслеповатый, он уверен, что у него не хватит сил закончить работу. Но, видя как усердно трудится Брендан, мастер говорит ему, что именно мальчик сумеет завершить начатое. Достать бы только чернильных орешков и волшебный кристалл святого Колумбы, и дело бы пошло!.. Но как ты их достанешь, когда настоятель Келлах не позволяет и носа высунуть за стены аббатства! А там –  такой дивный, такой бесконечный лес! Разумеется, что Брендан сбегает из Келлского монастыря и отправляется на поиски орешков. Там он встречается с беловолосой Эйшлин, духом-хранителем леса. Она помогает Брендану, они дружатся. Наконец, однажды мальчик приходит, чтобы сразиться со змеем Кром Круахом. Его глаз во лбу – тот самый кристалл Колумбы, который нужен для работы над Книгой. Битва Брендана и Мрачного змия – опять же, анимация «Тайны Келлс» – само волшебство – напоминает популярную компьютерную игру «Змейку» (этот эпизод отмечают все, кто смотрят мультфильм). Брендан побеждает монстра и возвращается домой. Скоро на монастырь нападёт армия викингов, но Брендану и Эйдану удастся оттуда спастись и даже захватить с собой Книгу. Вместе, спустя годы, они закончат работу и вернут Четвероевангелие обратно в Келлское аббатство, где постаревший и раскаявшийся Келлах с любовью примет их у себя. Когда он увидит красоту Книги, из его глаз польются слёзы и он скажет, как он был неправ…

«Газета.ру» констатирует: «Для детей в «Тайне Келлс» есть и угрюмые викинги, и комические вставки с погоней за гусем, и карабканья по деревьям, и сказка про мальчишку, которого, как и любого нормального мальчишку, манит дивный запретный мир тёмного леса. Но для взрослых здесь тоже целый дивный мир – ни на что не похожая Вселенная анимации, в которой сошлись одновременно ручная мультипликация, «flash», компьютерная графика и диковинные текстуры». И ещё, немного резко, конечно: «Журнал «Empire» поставил Эйшлин на сорок пятое е место в топе пятидесяти самых выдающихся анимированных персонажей. Роджер Эберт включил мультфильм «Тайна Келлс» в список лучших мультфильмов, посмотренных им за 2010 год. Критик отметил, что «Тайна Келлс» может понравиться детям, вкус которых ещё недостаточно развращён, и взрослым, которые способны оценить артистизм картины. Поколению, покалеченному «Трансформерами», по мнению Эберта, мультик покажется старомодным и непонятным. И это очень похоже на правду».

Bruno Coulais – The Chi’rho Page

И вот то, что в «Тайне Келлс» присутствует волшебство – это для меня вне всяких сомнений. Конечно, я отдаю себе отсчёт в том, что это – всего только мультипликационный фильм, что это – результат кропотливой работы начинающих профессионалов, а не тайная скрижаль, упавшая нам с небес. Но разве «Тайна Келлс» не прекрасна настолько, чтобы не называть её волшебной картиной? И дело не только в самой анимации, которая – хоть ты рот разевай – прекрасней некуда, не только в повествовании, истории фильма, его исторических или культурных отсылках. Мне кажется, секрет «Тайны Келлс» – в той любви, с которой трудилась команда Томма Мура. В этот фильм вложено много любви, вот этим он и берёт. Это важнее всего. Техника – это, разумеется, важно, никто с этим не спорит. Но что ты хочешь ею передать, чем ты хочешь поделиться с ближним – вот эти вопросы первостепенны. И они разрешены в «Тайне Келлс» единственно верным способом. Томм Мур делится с нами любовью: любовью к мифам, комиксам, приключенческим сюжетам, истории, христианству, язычеству и так далее. Он говорит: «Когда мы начинали работать над «Тайной Келлс», думаю, я мало размышлял о нашей будущей аудитории и больше беспокоился о своих амбициях. Но чем дольше мы продолжали трудиться над фильмом, тем явственнее я понимал, что мы обращаемся к молодым зрителям, а значит должны хорошенько постараться, чтобы им хотелось пересмотреть наш фильм ещё ни один раз. Я считаю, что стимулировать интерес аудитории – это важно. Даже так: сегодня снимают множество блокбастеров, а они все довольно одинаковые и посредственные. Благодаря этому однообразию фильмов независимое кино – и мультипликация в том числе – имеют возможность удивить зрителей, предложить им нечто большее, чем просто банальная езда и волнение от погони». И вот это предлагает нам Томм Мур. Окунуться в мир, который создан не ради того, чтобы заработать денег, не ради кассовых сборов, который подчинён иным законам, законам сказки и красоты. Ведь и правда, что вселенная «Трансформеров» – это глупейшее и скучнейшее место. А вот Вселенная «Тайны Келлс» – это правдивый и чистый мир. Вот как есть вода из горного источника, а есть вода из грязной трубы. И такой вопрос: откуда мы хотим пить?..

Дарья Горячева пишет: «Есть как бы две вселенные анимации. В одной на производство мультфильмов пускаются семизначные суммы и самые современные технологии, на озвучивание приглашаются мировые звёзды, а на рекламу тратят не меньше, чем на производство. Эти фильмы наполняют прокат и занимают первые строчки бокс-офисов. Но есть и другие мультфильмы. Некоторые из них, как «Тайна Келлс», делаются всем миром, едва ли не на голом энтузиазме. Они собирают награды престижных фестивалей («Тайна Келлс» получила приз зрительских симпатий в Эдинбурге и победу на «British Animation Awards»). Иногда, очень редко, они попадают в номинации «Оскара», но эти картины всё равно видят лишь считанные единицы. И, да, в каком-то смысле нужно действительно быть инопланетянином, чтобы предпочесть «Тайну Келлс» пиксаровскому «Вверх!», который стал оскаровским лауреатом в 2010 году — том самом, когда в номинацию занесло мультфильм Томма Мура… И Мур надеялся, что номинация на «Оскар» поможет успеху мультфильма в прокате, но «Тайна Келлс» не стала хитом даже в Ирландии: лента собрала в мире меньше миллиона, не окупив свой восьмимиллионный бюджет. Правда, как единственный оскаровский номинант в своём родном городе Килкенни, Мур всё же удостоился некоторого внимания. Местный продавец предложил ему бесплатно очки. Мур смеётся, что выбрал подороже, от Армани». Лично мне видится, что ситуация не настолько плоха, как пишет эта дама. Всё-таки после «Тайны Келлс» и «Песни моря» мультипликационная студия Мура достигла колоссальной известности. Сегодня на «Cartoon Saloon» много работы, заказы приходят отовсюду. На них – без преувеличения – обращают внимание. Просто «Тайна Келлс» была для них стартом, а на старте часто бывает тяжело. Но, как говорится, «время и труд всё перетрут». Пускай мультфильм Мура не окупился в прокате, но уже сегодня он считается классикой. Он обогатил мировую культуру. А деньги – это ещё не показатель. Они не всегда всё решают, как мы привыкли считать. К тому же, где их меньше – как любил говаривать Кухулин – там и свободы больше. Мур пробивался с трудом, финансы пели романсы, но ведь пробился! И от этого его подвиг кажется ещё большим достижением. Как будто Мур написал свою Келлскую книгу. Думаю, так оно и есть.

Bruno Coulais – The Book Of Kells

И вот теперь послушайте, как создавалось волшебство. Мур рассказывает: «Для нашего первого фильма потребовалось десять лет от зарождения идеи до производства. Было очень сложно найти бюджет. Фильм появился благодаря видному французскому продюсеру Дидье Брюннеру. Он поверил в нас. А ведь нам было всего лишь по двадцать лет». Кстати, Дидье Брюннер и правда очень помог команде Мура. Он – тот самый человек, который работал над такими шедеврами, как «Трио из Бельвиля» и «Кирику и колдунья». Брюннер поощрял экспериментальный подход Мура, призывал ничего не бояться и искать свой путь в анимации. Мур вспоминает, что «тот познакомил его с нужными людьми – ирландской группой «Kila», сценаристом Фабрисом Циолковски, – а также следил за тем, чтобы история мультфильма оставалась универсальной и подходила для молодой аудитории». Мур продолжает: «Работая над «Тайной Келлс», я узнал всё о финансировании, создании команды и работе в студии. В основном, мы обучались прямо на рабочем месте. Мечта о создании чего-то особенного вдохновила нас на открытие «Cartoon Saloon». И когда мы, наконец, подошли к этапу производства, который включал в себя дизайн, редактирование, подготовку работы для команды (части которой находились в разных странах), а также обеспечение последовательности выполнения этой работы, началась следующая стадия обучения. Всё это была огромная кривая, по которой стоило пройти, чтобы овладеть многими вещами, и я очень благодарен, что получил возможность применить на «Песне моря» уроки, которые я извлёк из работы над «Тайной аббатства Келлс»». И так: «Мы очень долго работали над этим проектом. Когда «Тайна Келлс» была готова, от наших первоначальных идей – сюжета, например, – почти ничего не осталось. Изначально это был «взрослый» фильм, рассчитанный на старшую аудиторию. Но в течение работы над «Тайной», мы всё больше внимания стали уделять главному герою, мальчику Брендану. Таким образом фильм постепенно становился классической приключенческой картиной, предназначенной для семейного просмотра».

Bruno Coulais – The Goose And The Abbot

Мур продолжает: ««Тайна Келлс» возникла неожиданно. Мы искали такой проект, в котором могли бы использовать темы ирландской культуры. Для этого мы обратились к вершине нашего визуального искусства – Келлской книге. Сюжет мы подобрали уже во время её изучения… Для фильма мы использовали некоторые правила рисования из комиксов, иллюстраций и даже средневековой живописи… При создании фильма мы вдохновлялись множеством источников. Например, мы пересматривали старые немецкие экспрессионистские фильмы. Стиль этих фильмов повлиял на сцену атаки викингов на аббатство. В этой сцене мы специально проработали такой фон, который бы соответствовал характеру эмоций викингов. Самих же норманнов мы изобразили в образе теней. Всё это – экспрессионистские методы». И даже такое: «Соавтор сценария «Тайны Келлс», Циолковски, обратил наше внимание на фильм Эйзенштейна про Ивана Грозного. Я был поражён тем, что концепт-арты нашего мультфильма были как две капли воды похожи на раскадровки Эйзенштейна. Его принципы построения сцен соответствовали тому, что мы хотели делать в мультфильме! Именно поэтому Циолковски назвал русского брата в нашем фильме Сергеем». И так: «Я считаю, что для аниматора важно не только смотреть другие мультфильмы или изучать разные виды анимации, но ещё знакомиться с различными видами изобразительного искусства. Вот Росс Стюарт, один из художников «Тайны Келлс», выставлялся в художественных галереях со своими абстрактными картинами, навеянными ирландским ландшафтом».

Как видите, анимация «Тайны Келлс» родилась не сама по себе. Тысячи тысяч человеко-часов – как во времена монахов из мультфильма – были проведены в титаническом труде над «Тайной Келлс». Поэтому Томм Мур имеет полное право говорить: «Наш фильм часто действует на подсознание зрителей». Так оно и есть! В «Тайне» всё визуальное разит, завораживает, притягивает… Это какой-то фейерверк цветов и света, как в «2001: Космической одиссее», в том знаменитом эпизоде полёта сквозь время и пространство. В этом – кстати, не без основания – многие критики видят излишество. Говорят, что Томм Мур немножечко перегнул палку, визуально перенасытил картину, а ещё – чрезмерно запутал сюжет. В этом есть доля истины. Мультфильм, после первого просмотра, сбивает с толку своими красками и путанным сценарием. Без словаря там и правда не обойтись, не поймёшь многого. Но ничего! Трудное – не значит плохое. С «Песней моря», кстати, дело обстоит точно также. Непростая мифология и «визуальный гейзер». Но всё равно же – красота неимоверная! Не будем забывать, что это – будем надеяться – только начало творческого пути Мура, его дебюты. И малейшие их недостатки пускай не вызывают нашей критики. Скажем просто: «Тайна Келлс» – это прекрасный живой мультфильм, который ты любишь, хочешь пересматривать. Томм Мур: «Я очень рад, что зрители разных возрастов приняли наш фильм благосклонно. Судя по их отзывам, самая удачная сцена в фильме – это когда Эйшлин поёт ирландскую песню «Пангур Бан». Её очень многие вспоминают». И правда, эта сцена незабываема.

Bruno Coulais – Aisling Song

Не удалось мне рассказать вам всего. «Тайна Келлс» хранит множество тайн. Мне вот, как фанату этого мультсериала, было очень приятно узнать, что на стиль «Тайны Келлс» – кроме всего прочего – оказал влияние развлекательно-философский «Самурай Джек» Геннадия Тартаковского!

Но время заканчивать! А на финал – стихотворение неизвестного ирландского монаха, написанное аж в IX веке. Его название – «Пангур Бан» – стало именем кота Эйдана.

Я и Пангур — два монаха.

Трудимся ночами.

Я наукой занимаюсь,

А мой кот — мышами.

Делать то, что сердцу мило —

это ль не чудесно?

И хоть мир вокруг широкий —

В келье нам не тесно.

Я люблю читать Писанье,

Бой вести с грехами.

У кота — своё призванье:

Бегать за мышами.

Он зверей незваных ловит,

Мне во всём послушный.

Я же — книжною наукой

Назидаю душу.

Кот все дыры в нашей келье

Зорко изучает.

Я ж — научные вопросы

Трудные решаю.

Большей нет коту отрады —

Дичь прыжком настигнуть.

Ну, а мне — ответ достойный

На вопрос увидеть.

Я и Пангур — два монаха,

Любим своё дело.

Я философ хитроумный,

Кот — охотник смелый.

Делать то, что сердцу мило —

это ль не чудесно?

И хоть келья не большая —

Нам вдвоём не тесно.

До свидания!

* чтоби иметь возможность комментировать и читать комментарии зарегистрируйтесь или залогиньтесь