Саймон говорит…

Выпуск 190. Добавлен 2018.01.23 23:07

23Здравия всем!

В англоязычных странах распространена такая детская игра – «Саймон говорит…» Проведя тщательные научные исследования, мы пришли к выводу, что она идеально подходит для темы сегодняшней передачи. Мы закрываем цикл выпусков «Киновед» о Дэвиде Саймоне, богоподобном американском шоураннере, сценаристе и журналисте, создателе таких выдающихся телевизионных сериалов, как «Прослушка», «Тримей», «Покажите мне героя» и некоторых других. Традиционно, прощаясь с героем, мы делаем передачу-микс из его блестящих умных цитат, которыми просто грех не поделиться со слушателями. Так что… Саймон говорит…

Jesca Hoop – Simon Says

Саймон говорит: «Новости – это бизнес развлечений. Даже если многие хотят думать иначе». И вот ещё: «Журналисты часто делают однобокие новости, то есть с позиции «этот хороший, а этот плохой». Однако события, происходящие в мире, невозможно разложить на такие простые и однозначные категории. Знаете, я не вижу ничего ужасного в том, что новостники уделяют так много внимания конфликтам. В принципе, в этом и заключается наша работа. Но проблема в том, что новостные издания стараются построить максимально простую картину. Для этого нужно найти злодеев и раскрыть скандал – и это сделать достаточно просто. Однако при этом многие журналисты думают, что их работа сводится к поиску скандалов, а не к поиску и анализу системных решений системных проблем».

Red Garland – Blues for News

Саймон говорит: «В моей стране политики обращают внимание на две вещи. Первая – это деньги, а вторая – голоса избирателей. И оба этих фактора тесно взаимосвязаны».

Si Begg – Office Politics

Саймон говорит: «Каждая политическая кампания в нашей стране начинается с одной и той же священной мантры: «Я верю в свободу, я верю в свободу…» Ну конечно, мы все верим в свободу! Свобода – это естественный атрибут здорового общества. Но если мы верим исключительно только в свободу, не вспоминая об «ответственности», которая должна идти с ней рука об руку, тогда то общество, которое мы создаём, будет обществом грубым и жестоким. Свобода без ответственности делает жизнь более лёгкой и возвышенной лишь для тех людей, кто находится на вершине экономической пирамиды – а весь остальной мир в это самое время вынужден находиться в сточной канаве».

Bunring Spear – Statue Of Liberty

Саймон говорит: «Идеология – это великий ублюдок ХХ века».

Pet Shop Boys – Twentieth Century

Саймон говорит: «Не надо ни жить в прошлом, ни забывать о прошлом».

Motörhead – Living In The Past

Саймон говорит: «Современные люди смотрят фильмы, они больше не читают книги. Они не читают газеты. Разве что, немного новостей в Интернете. Мы – нация зрителей, но не читателей».

Dr. Hook – More Like the Movies

Саймон говорит: «Я имею привычку начинать смотреть множество современных фильмов, но, судя по всему, их можно просмотреть за десять минут».

Bright Eyes – A Few Minutes On Friday

Саймон говорит: «Фильм – это синтез множества вещей. Возьмём, к примеру, образ Омара в сериале «Прослушка». Мы взяли черты нескольких реальных людей и объединили их в одном персонаже, Омаре. Кое-что, разумеется, додумали сами. А потом приходит этот парень, актёр Майкл Уильямс, который привносит что-то новое, добавляет собственное виденье в то, кем и чем является Омар. Так что между съёмкой кино и написанием романа мало общего. Кинематограф и телевидение – это результат синтеза всего и сразу: и того, что приносит актёр, и того, что делает режиссёр, и того, что сочиняет писатель, и того, что способна сделать команда техников на съёмочной площадке».

Francoise Hardy – So Many Things

Саймон говорит: «Каждая телевизионная драма, которая становится частью всей этой индустрии развлечений, на каком-то уровне, политически или культурно, является формой порнографии. Я устал от этого. И мне это надоедает».

Georges Brassens – Le Pornographe

Саймон говорит: «Рейтинги не имеют значения. Пятый (заключительный) сезон нашей «Прослушки» имел худшие рейтинги за весь сериал, однако при этом аудитория «Прослушки» постоянно росла. Люди не ждали этого сериала каждое воскресенье, поскольку могли его получить по первому требованию. Они могли заказать DVD-диск, или незаконно скачать «Прослушку» в Интернете. «НВО» знало про это и пришло к выводу, что рейтинги отныне не играют какой бы то ни было роли. Сегодняшнее телевидение напоминает библиотеку: ты можешь прийти в неё в любой момент и взять книгу для чтения. Ты можешь посмотреть любимый сериал тогда, когда пожелаешь. Благодаря этой революции авторам сценариев сегодня получается придумывать сложные и увлекательные истории, не привязываясь к принципу «каждые тринадцать минут – блок рекламы». Из-за этого принципа постоянно приходилось выкручиваться, впихивать сюжет в рамки, деля его на такие тринадцатиминутные секторы, микроистории в эпизоде. Нельзя же просто взять – и оборвать серию рекламой! Перед рекламой необходимо закончить мысль, прийти к какому-то логическому концу. А что если ты хочешь продолжать историю, что если ты не хочешь сейчас прерываться на рекламу?! Да, раньше у сценаристов не было выхода. Но теперь, когда телеканалы перестают заботиться о рейтингах, творческой свободы становится значительно больше».

The Kinks – Top Of The Pops

Саймон говорит: «В основе работы сценариста должна быть хорошая история. Вопрос номер один: какую историю Вы пытаетесь рассказать? Какие персонажи необходимы Вам для того, чтобы развивать эту историю? Главная ответственность сценаристов-сочинителей заключается в том, чтобы относиться к своим персонажам как к полноценным живым людям. После этого работа сценариста становится органичной и естественной, он двигается в правильном направлении. Если Вы верите в персонажа, тогда Вы словно бы пишите сценарий под и для него». И ещё Саймон говорит: «Самое важное в сериале – это его идея. Идея имеет первостепенное значение. Если Вы, будучи сценаристом, можете ответить самому себе на вопрос: «Зачем вообще я хочу рассказывать эту историю?», тогда Ваш сериал стоит того, чтобы трудиться над ним».

Graham Parker – The Rest Is History

Саймон говорит: «Мой стандарт для соблюдения правдоподобности в сериалах или при написании статей следующий: нужно е***ь среднестатистического читателя. Когда я работал в газете, мне каждый божий день говорили писать для среднего читателя. Средний читатель, как его видело моё тогдашнее начальство, представлял из себя живущего в пригороде белого парня, у которого есть дети, собака, кошка, автомобиль и газон. Он ничего не знает, ни о чём не думает, и единственное, что ему нужно – это чтоб ему за одну минуту всё объяснили, разжевали за него самого. Короче, от меня хотели добиться написания таких историй, за которые было бы просто стыдно: тупых и внятных. Но ведь это на самом деле убивает любую оригинальность, делает историю бессмысленной! Так что я призываю т*****ь среднестатистического зрителя! F**k him! F**k him to hell! Начиная с моей первой книги «Homicide», я дал себе слово, что всегда буду писать только для тех людей, кто не боится думать и кто по-настоящему живёт в этом мире… И ещё. Нужно стараться создавать как можно более качественный материал в первую очередь ради того самого среднего читателя. Поверьте, им всё-таки нравится сложный, нестандартный и новый материал. Это секрет, который я для себя открыл. Если Вы напишите что-то достаточно убедительное и сильное, средний читатель или средний зритель останется с Вами. Ему станет интересно! Сериалы, которые мы создавали – «Убойный отдел», «Угол», «Прослушка», «Поколение убийц» – они хороши тем, что позволяли среднему зрителю идти туда, где в другом случае он бы не хотел оказаться. Мы погружаем зрителя в новый, запутанный и, возможно, опасный мир, которого он никогда не видел раньше. Ему нравится то, что он ничего об этом не знает. Ему нравится, что ему доверяют, что создают для него нечто претенциозное и серьёзное. Вот почему большинство образованных людей отказываются смотреть телевизор. Им не предлагают ничего подобного: никаких двусмысленностей, никакой пищи для ума, никаких сложных диалогов. Всё предельно упрощённо и одинаково. И это, конечно, полный отстой».

Department of Eagles – We To Respect Each Other

Саймон говорит: «Существует два способа путешествовать. Первый – вместе с гидом, который водит Вас по всяким д*******м местам, Вы всё это фотографируете, ничего не переживаете и всё, что Вам остаётся – это горстка фактов, которые для Вас лично ничего не значат. Но есть другой способ путешествовать. И он требует от Вас бо̀льших затрат времени и сил. Для этого Вам понадобится посмотреть мини-сериал, а то и несколько сезонов полноценного сериала. Во втором случае Вы должны оставить свои вещи в каком-нибудь мотеле и, валяя дурака, отправиться в местный паб, так сказать, поближе к народу. Там, вместе с друзьями, Вы проведёте некоторое время, пообщаетесь с местными, выпьете… И уже довольно скоро Вам откроется новый мир. Вот так мы и делаем в наших сериалах: превращаем телевидение в подобное путешествие, в интеллектуальный трип. Мы показываем такую Америку, которая скрыта от глаз зрителей, о которой не хотят говорить и которую игнорируют».

Brian Eno – Travellers

И последнее. Саймон говорит: «Чтобы создавать по-настоящему качественные сериалы, ты должен искренно любить людей».

Что тут добавить? До свидания!

Yusuf (Cat Stevens) – Heaven / Where True Love Goes

* чтоби иметь возможность комментировать и читать комментарии зарегистрируйтесь или залогиньтесь