Салли Поттер

Выпуск 162. Добавлен 2017.07.12 16:31

Здравия всем!

Вот задумайтесь только – больше трёх лет еженедельно выходят новые выпуски передачи «Киноведы»! Сто шестьдесят передач с хвостиком, каждая по часу – шутки ли? И как же так получилось, что до сих пор мы ни единого разу не рассказывали Вам о женщинах-режиссёрах?.. Срочно исправляемся. Слушатели писали нам в письмах: «Когда же в вашей передаче будут женщины-режиссёрки и советские режиссёры?» Ну, про Дзигу Вертова мы уже сделали четыре выпуска. Так сказать, отстрелялись. Теперь же настал черёд для режиссёрок! И вот из сотен кандидаток мы остановились на удивительной и необыкновенной британке-интеллектуалке Салли Поттер, которую полюбили всей душой. М-да, лучшей претендентки на роль первой режиссёрки в «Киноведах» и придумать нельзя, поскольку Салли Поттер… А впрочем, Вы всё узнаете из передачи.

Dolly Parton – Just Because I’m A Woman

Отечественному кинозрителю имя Салли Поттер малознакомо. В широких кругах о ней вспоминают не часто, но если и вспоминают, то – в девяносто девяти случаях из ста – в связи с её самым популярным фильмом «Орландо» 1992 года, в котором снялась Тильда Суинтон. А вот такие чудо-шедевры Салли Поттер, как её «Да» или «Ярость» – удел только самых опытных киноманов. Жалко, конечно, что имя одного достойного режиссёра может быть у всех на слуху, а имя другого – хотя и не менее достойного – быть почти никому неизвестным. Вот стоило только нам записать три передачи о Джармуше – «Gimme Danger», «Патерсон», цитаты режиссёра – как на нас обрушилась волна прослушиваний, «лайков» и комментариев. Будет ли такая реакция на Салли Поттер? Нет, не будет. Поттер не настолько чтима в народе – чаще всего она проста неизвестна, – чтобы люди массово сходили с ума от анализа её творчества или мудрейших – Вы скоро их услышите! – цитат режиссёрки. И может быть оно и неплохо. Кто сказал, что популярность – это всегда и во всём благо? Пускай режиссёрка и передачи о ней пробудят интерес меньшей аудитории, чем той, которая склоняется перед гением Джармуша или Кубрика, этих мужиков, ведь фильмы Поттер – «Орландо», «Да» и «Гнев» – не станут от этого хуже. Скорее, пожалеть следует не Поттер, а тех людей, которые останутся лишёнными красоты её фильмов. Надеемся, что ближайшие выпуски «Киновед» приведут к тому, что у Поттер появится несколько – дай Бог! – десятков, а может и сотен новых почитателей.

Ведь почитать Салли Поттер есть за что! О ней пишут так: «режиссёр-экспериментатор», «режиссёр-пионер», «поэтесса феминистического кино», «икона кинорежиссуры», «режиссёр, добившийся успехов как своими коммерческими, так и экспериментальными работами», «главная женщина-режиссёр Великобритании последних 35 лет», «режиссёр, бывший изгоем, а теперь признанный во всём мире». Любят Салли Поттер, всем сердцем любят! Пишут: «Поттер – одна из самых инновационных и смелых британских кинематографистов». И ещё: «Она – дерзкий и провокационный британский режиссёр». Да уж, не всякого мужчину-режиссёра хвалят такими словами! Салли Поттер – для многих зрителей и критиков – это пример настоящего режиссёра, то есть искреннего и ни перед чем и ни перед кем не прогибающегося творца. Она большой молодец! Её фильмы – это не пустопорожнее развлечение, не желание угодить публике, но часто – дерзкий эксперимент: со структурой, с повествованием, с принципами съёмки, с прокатом картины, с хронометражем, с актёрской игрой. Она сочетает в себе несочетаемое, всё и сразу. Пишут: «Салли Поттер известна новаторской формой своих фильмов и тем, что она работает с ведущими актёрами Европы и Америки. Фильмы Салли Поттер завоевали более сорока международных наград и получили номинации на «Оскар» и «BAFTA»». Вот с такой вот героиней современного кино мы будем иметь дело в ближайший месяц. Готовьтесь познать мечты Салли Поттер!

Albion Band – The Potter’s Dream

Итак, что самое важное в Салли Поттер? Конспектируем.

Поттер – британский режиссёр. И это чувствуется в её фильмах. Пишут: «Салли Поттер – лондонский продукт конца шестидесятых годов». Да здравствует Британия!

Салли Поттер – за что мы её уважаем – не выпендривается, не набивает себе цену, не зубоскалится и не триерничает, а просто тихонечко снимает – как у нас принято говорить – «кино не для всех». Пишут: «Поттер – простенький, скромненький, но уверенный в себе режиссёр». Без криков и шума Поттер экранизирует роман Вирджинии Вулф, который – по мнению почти всех – невозможно было экранизировать, или берётся за фильм, в котором все говорят стихами, а главные герои – и это в самый разгар востокофобии на Западе! – американка и ливанец, или примет решение стать первым режиссёром в мире, который выпустит полнометражный фильм для просмотра на мобильных устройствах.

Салли Поттер – икона феминизма. Не такая как Чудо-Женщина, но реальная, осязаемая, много чего для женщин сделавшая и много чего мужчинам доказавшая. При этом Салли Поттер никогда специально ничего не доказывала, не призывала к эмансипациям или парадам на площадях, не провозглашала манифестов. Она даже не любит произносить слово «феминизм» на людях. Так что вернее будет назвать Поттер не «феминистической режиссёршей», а «режиссёром, который уделяет женщинам не меньше внимания, чем мужчинам». В общем-то, под феминизмом Поттер понимает не только освобождение женщин из-под гнёта мужчин, но освобождение вообще и всех. Пишут: «Творчество Поттер направлено на то, чтобы преодолевать все возможные барьеры (и пола, и секса, и религии, и культуры, и политики). Поттер предпочитает свободу. Она жаждет познания и борется за расширение границ человеческого опыта».

Салли Поттер – человек разносторонний. Пишут: «Поттер – не как живой человек, а как явление – это сочетание четырёх элементов искусства: хореографии, музыки, перформанса и экспериментального фильма». Она и танцует, и музыку пишет, и перформансы устраивает, и кино снимает, и в авангарде состоит. И правда, чудо-женщина! Вот ещё: «У Поттер – много увлечений. Она танцор и хореограф, кинорежиссёр и режиссёр театральный. Ещё она была членом нескольких музыкальных коллективов, сочиняя песни и выступая на сцене в качестве вокалиста. Пишет музыку к собственным фильмам («Орландо», «Уроки танго» и «Да»)».

А вот – три цитаты от Поттер, которые – с нашей точки зрения – важны для понимания её творчества и личности. Вот первая: «Я хочу снимать фильмы, которые будут генерировать надежду и экстаз». Вторая: «Я чувствую, что моя жизнь пронизана чувством тоски». И третья: «Больше всего я восхищаюсь двумя людьми: английским писателем Джоном Бёрджером за его честность и храбрость, как политическую, так и эстетическую, и певицей Билли Холидей, потому что её голос несёт как горести, так и экстазы жизни».

Billie Holiday & Her Orchestra – Am I Blue

Шарлота Салли Поттер родилась 19 сентября 1949 года в Лондоне. Семья у Поттер была – как принято говорить – творческая и креативная. Папа – дизайнер и поэт, мама – музыкант, а бабушки Салли – все актрисы. Именно бабушки, как рассказывает Поттер, сыграли в её жизни ключевые роли. Одной из них, самой любимой, бабушке Беатрис Квеннелл, скончавшейся в 1990 году, Салли посвятила фильм «Орландо». Вот что вспоминает Поттер о Беатрис Квеннелл: «Она всегда меня поддерживала. Она была моим вдохновением. Я думаю, что каждому из нас в жизни нужен такой человек, который говорит нам: «Да, да, ты можешь делать всё, чего пожелает твоё сердце». И вот думаете, на этом династия Поттер заканчивается? Куда уж там! Младший брат Салли Поттер, Ник, умерший в 2013 году в возрасте 61 года, был басистом прогрессивной рок-группы «Van der Graaf Generator», но также выпускал сольные альбомы! Короче, с нашей точки зрения, семейство Поттер просто обязано попасть в список «100 великих династий ХХ века».

Пишут: «Свой первый фильм Салли Поттер сняла в 14 лет. В 16 лет она бросила школу для того, чтоб полностью посвятить себя кинопроизводству. Начинала она с экспериментального короткометражного кино. Позже она обучалась танцам и хореографии в Лондонской школе современного танца. А после этого она основала собственную компанию – «The Limited Dance Company»». Поттер рано увлеклась кинематографом, но относительно поздно – хотя поздно никогда не бывает – пришла в полнометражное кино с профессиональными актёрами, серьёзным бюджетом, возможностями проката в кинотеатрах и прочее. Начало карьеры Поттер – это короткий метр и документальные картины. Между 1969 годом и 1983 годом, почти пятнадцать лет, она снимала исключительно короткометражные фильмы, такие как «Придурок», «Игра» и прочие. Всё это – как уверяют нас на сайте www.sallypotter.com – период раннего творчества Поттер. Вообще, временные рамки так называемых «Sally Potters early works and documentaries» – между 1969 и 1988 годом. Только в 1992 году Поттер выпустила полнометражный художественный фильм «Орландо», который прославил её во всех точках Ойкумены. К этому моменту она была уже зрелой сорокатрёхлетней режиссёршей, зарекомендовавшей себя в качестве феминистки, экспериментатора и абсолютно независимого творца, и снявшая шесть короткометражных, два документальных и один полнометражный фильм.

Пишут такое: «В своих ранних короткометражных фильмах Поттер изучала свойства камеры, экрана и времени. В получасовом «Триллере», снятом на шестнадцатимиллиметровую камеру, Поттер разламывала героев оперы Пуччини «Богема», заставляя их понять, кто они и что они. Её первый полнометражный фильм «Золотоискатели» – чёрно-белая загадка, заданная зрителю, – изучал кино как набор символов. Женщины были у Поттер объектами, куклами, пытавшимися освободиться от своих ролей. В съёмочной группе, кстати, работали исключительно женщины. Позже Поттер исследовала магический мир советского «женского» кино в документальном фильме «Я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик» (там, кстати, появлялась Кира Муратова и Инна Чу̀рикова)». И ещё пишут: «Первый международный хит Салли Поттер – короткий метр «Триллер» 1979 года. Но настоящий прорыв – безусловно – это «Орландо» 1992 года». После «Орландо» Поттер перешла на ниву «серьёзной кинематографии» и начала снимать один художественный фильм за другим: «Урок танго», «Человек, который плакал», «Да», «Ярость», «Бомба» и – последний на сегодняшний день – фильм 2017 года «Вечеринка». Сразу оговоримся, что из всего нами увиденного у Салли Поттер, нас необыкновенно впечатлили три картины – «Орландо», «Да» и «Ярость». А вот остальные оставили равнодушными. «Урок танго» 1997 года, чёрно-белый фильм, снятый одним из любимейших операторов Джима Джармуша – эдакая рефлексия Поттер на самую себя. В «Уроках» она пишет сценарий к фильму «Ярость» (да-да, в будущем она таки выпустит что-то похожее), занимается танго и разбирается в своих чувствах и психологии. Фильм стабильно попадает в список «Лучшие фильмы про танго». Критик Джонатан Уильямс написал так: «Этот фильм стоит посмотреть хотя бы потому, что в США такое кино не часто увидишь. Наслаждайтесь танцами «Уроков танго»». Нам это не помогло – было скучно. «Человек, который плакал» 2000 года – это фильм с несколькими примечательными моментами, крайне редкими, но не более того. Рутина и скука: сексуальный цыган Джонни Депп скачет на коне, соблазнительная Кристина Риччи учиться танцу, искусительница Кейт Бланшетт ищет толстый кошелёк, а ещё – Джон Туртурро, Гарри Дин Стэнтон и Олег Янковский. Как пишут критики – и мы с ними соглашаемся: «Эта картина окончательно глупа». Правда, находятся и те, кто оправдывают «Человека, который плакал». Видный критик Хоберман пишет: «Салли Поттер, даже когда она снимает плохие фильмы, умудряется придавать им неплохой вид. Она использует отличные визуальные эффекты, показывает мастерскую режиссуру, и всё же, к сожалению, всё это служит лишь для того, чтобы скрыть собою смехотворный сценарий картины». «Бомба» (или «Джинджер и Роза») 2012 года – кинокартина о начале шестидесятых годов, о двух девочках-подростках, обеспокоенных возможностью атомной войны и наступлением апокалипсиса. В главных ролях – Эль Фэннинг, сегодня популярная актриса, и Элис Энглерт, дочь знаменитой режиссёрки и подруги Поттер Джейн Кэмпион. И снова – вот ничегошеньки примечательного. Таково уж свойство нашей любимицы Салли: периодически она снимает обыкновенное кино, а периодически – необыкновенное.  Но за «Орландо», «Да» и «Ярость» мы готовы простить Поттер всё что угодно: и скуку «Уроков танго», и поверхностность «Человека, который плакал», и что бы то ни было ещё. Да и вообще – не будем забывать, что всё это вопрос вкуса. Уверены, что в мире найдутся поклонники «Уроков танго» и нелюбители «Ярости». Так что спасибо Поттер за все её фильмы, а не только за те, которые нам – пупам Земли! – понравились и пришлись по душе. Даёшь разнообразие!

Van der Graaf GeneratorBlack Smoke Yen

Как Вы уже поняли, Салли Поттер принадлежит к числу режиссёров, вроде Джима Джармуша, которые работают над фильмами подолгу. По этому поводу Поттер говорит, что таков удел большинства независимых режиссёров, которые сами пишут сценарий, готовятся к съёмкам, собственно снимают кино, берут на себя пост-продакшн и так далее – всё это занимает баснословное количество времени. Конечно, есть Вуди Аллен, смеётся Поттер, но она и понятия не имеет, как ему удаётся снимать по фильму (а иногда и по два) в год. Обычно фильм забирает всё твоё время, съедая – как минимум – три-четыре года жизни, рассуждает Поттер.

Однако на что только ни готов пойти человек ради дела, которое ему приходится по душе! Вот Поттер приняла решение снимать фильмы ещё в раннем детстве. Она весело вспоминает: «Моя мать не позволяла мне смотреть жестокое кино, когда я была ребёнком, но я видела картины братьев Маркс, этих знаменитых комиков, которые выделывают разные дикие анархистские штучки, и нарушают все правила. Я видела много американских мюзиклов, вроде «Поющих под дождём» или «Семи невест для семерых братьев». Я до сих пор пересматриваю эти фильмы. Их игривость, их лёгкость пленяют меня. Мне всегда были интересны смешные, остроумные и ироничные картины. Вообще, у всех любимых мною фильмов есть отличительная черта – это нежность. Братья Маркс были очень нежны. Вся эта их нецензурщина… Они обливали ею друг друга с такой любовью и нежностью! Но когда я повзрослела и стала подростком, я переключилась на более серьёзное кино: Годара, Бергмана, Эйзенштейна. А затем добралась до Энди Уорхолла. А потом – подпольные режиссёры: Стэн Брэкидж и Майкл Сноу. И, конечно же, великие голливудские фигуры, вроде Орсона Уэллса, наряду с ранними индийскими фильмами и большим количеством мирового кино. Всё это я просто проглатывала». Вот благодаря чему – кстати, также по мнению Вуди Аллена, Квентина Тарантино, Пола Томаса Андерсона, Жана-Пьера Мельвиля и сотен других режиссёров – рождается понимание кинематографа и любовь к фильмам. Кино по-настоящему открывается человеку не в университетах, а через самого себя. Смотрите кино, учитесь снимать кино, говорите о кино – и тогда Вы его познаете.

Ólafur Arnalds – Film Credits

Салли Поттер – независимый режиссёр. Что из этого следует и к чему это обязывает?

Вот «Independent» в сердцах пишет: «Салли Поттер ведёт войну с кино». Что тут имеется в виду? Всё просто. Когда вы хотите оставаться автором, быть ни от кого независимым – кроме своей совести – режиссёром, приходится идти на определённые жертвы, такие как нехватка денег, нехватка людей, короче, нехватка всего. У режиссёров, которые снимают «Трансформеров» и «Черепашек-ниндзяго» таких проблем не возникает. Хотя и у них, конечно, бывают трудности, но совсем не такие, какие выпадают на долю самостоятельных режиссёров. Последним приходится всё делать самим, в то время как первым помогают целые орды и полки студийных слуг. С другой стороны, будучи свободными, независимые режиссёры не испытывают давления со стороны боссов-продюсеров, акул-убийц, беспокоящихся только об одном: о ДЕНЬГАХ! Именно в этой связи Поттер говорит: «Мне иногда кажется, что вся киноиндустрия находится в пароксизме ужаса». Природа этого ужаса – страх провалиться, не собрать достаточно денег, оказаться в арьергарде кинобизнеса, снять неуспешный блокбустер. «Знаете, когда Вы снимаете малобюджетное кино»,  – рассказывает Салли Поттер, – «вы более независимы и самостоятельны, чем когда вы работаете с большими суммами. Да, независимые режиссёры свободнее! По-настоящему стеснены и напуганы те, кому приходится иметь дело с огромными суммами. Они боятся их потерять. Я же никогда не зарабатывала много денег, поэтому мне и терять нечего». И ещё – о трудностях: «Я рада, что могу работать. Мне нравится снимать кино. И я безоговорочно принимаю отчаяние, сомнения и бессонницу. Это – часть той цены, которую я вынуждена платить как режиссёр, который хочет снимать то кино, которое он хочет снимать. Я люблю свою работу». А вот – вопрос интервьюера: «Однажды Вы сказали, что для Вас создание фильмов – это и поэтическая, и личная, и политическая необходимость. Почему так?» Поттер отвечает: «Это действительно вопрос на миллион долларов, почему так. Тут важно уметь распознавать ощущение. Когда я собираюсь снять фильм, я ищу в себе особое ощущение. Я обязана его искать и находить, а не просто «мастерить фильмы» для продажи, следуя указке каких-то людей со стороны. Импульс, честное желание снимать фильмы – это должно исходить из глубины моего естества. Я должна быть абсолютно уверена в том, что хочу делать картину. И ещё должна быть страсть, поскольку работа над фильмом длится очень долго, и вы должны верить в своё дело, должны крепиться, переживая трудности и простои. Я считаю, что триединство поэтической, личной и политической необходимости – это сочетание трёх разных чувств, эдакой триады мотивов, совершенно необходимых для работы художника. Причём, любого художника, не только кинорежиссёра. Это может быть поэт или даже математик. Это может быть любой человек, который создаёт что-то для других».

Такова натура Поттер. Она знает что и зачем она делает, спокойно, уверенно и без компромиссов идя к своей цели. Она такая и в режиссуре, и во время написания сценария, и когда работает с актёрами. Интервьюер задаёт ей вопрос: «Каков ваш режиссёрский подход в работе с актёрами?» Ответ: «Я просто открываю глаза и уши. А ещё стараюсь быть доброй и оставаться в чистом сознании». У Поттер следует учиться.

Gentleman’s Dub Club – Open Your Eyes

Но Салли Поттер – не простой независимый режиссёр. Ещё она – авангардистка. Её фильмы – частично или полностью – критики расценивают в качестве авангардного кино. Просто одни кинокритики считают, что фильмы Поттер – это так называемый «мягкий авангард», то есть, как бы экспериментальные фильмы, но такие, чтоб их можно было смотреть массовому зрителю, а вот другие критики видят в Салли Поттер стопроцентную авангардистку, просто маскирующуюся под «режиссёра, приспособленного к публике». Лично для нас этот спор не имеет никакого значения. Суть в том, что фильмы Поттер действительно нетипичные, непривычные: Поттер с радостью играется с формами, жанрами, клише, возможностями кинематографа, его теорией и практикой. У неё – простите за грубое выражение – кишка не тонка идти дальше большинства режиссёров-конформистов, тех, которые снимают кино ради денег, по кальке, бездушно. Поттер относится к кино как к искусству. Она изучает возможности этого искусства и смотрит, куда оно может её привести. «Поттер постоянно выходит за пределы кино», – пишут умные люди. – «Такое ощущение, что Поттер только что изобрела кино и теперь изучает его возможности, учится ходить, говорить, снимать». Да, складывается впечатление, что она просто испытывает восторг от того, что снимает фильмы. Поттер гораздо более наблюдательней многих своих коллег по цеху. А ещё она не боится идти на риск, пробовать что-то новенькое, не зная, каковы будут последствия эксперимента – и мы её за это очень любим и уважаем. «Многие её фильмы», – продолжается цитата, – «это не кинематограф, а скорее культурологические исследования». Творчество Поттер часто сравнивают с творчеством двух других знаменитых англичан-авангардистов: Дерека Джармена и Питера Гринуэя. Пишут: «Работы Поттер столь же дерзкие, как и фильмы Джармена, и столь же визуально роскошные, как фильмы Гринуэя».

И вот задумайтесь, сколько нужно смелости и сколько – буквально количественно! – требуется любви к искусству, чтобы сознательно идти не по проторенной дорожке мейнстрима, но пробираться в кущах авангарда. Пишут: «Публика для Поттер – это библиотека стереотипов, всегда готовая выдать стандартную реакцию, и не зря режиссёр так любит ездить с премьерами по миру, наблюдая за реакцией зала». Поттер не всё равно, её действительно интересует зритель, его реакция. Она хочет поднимать зрителя и говорить с ним на равных, а не питать его «пережёванным поп-корном предсказуемого кино».

«Я работаю в авангардном шоу-бизнесе», – говорит Поттер, – «но глупо называть меня артхаусным режиссёром. Полагаю, утверждая это, люди имеют в виду, что я не отношусь к типичным коммерческим режиссёрам, работающим на большие киностудии. Однако же «Орландо» посмотрели миллионы людей, что, по сути, лишает смысла термин «артхаусный режиссёр»». Как обычно, всякая терминология, всякие правила оказываются бессмысленными там, где речь идёт об искреннем служении Десятой музе.

Glasser – Window I

А кроме этого – театр, хореография, танго, сочинение музыки, балет и тай-чи! Господи, Поттер всесуща, везде успевает! Пишут: «Свою первую 8-миллиметровую камеру Поттер получила в 14 лет. Спустя два года она уже была членом Лондонского кооператива кинорежиссёров и поставила несколько короткометражек прежде, чем начать учёбу в Лондонской школе современного танца. Эти параллельные интересы – ставить фильмы и танцевать – были направляющей силой её жизни, достигшей своей кульминации в фильме «Уроки танго», где она впервые выступила в качестве актрисы в своём собственном фильме. В 1970-х годах она объединила силы с Джэком Лэнзли и основала собственную балетную труппу «The Limited Dance Company», при участии которой осуществила постановку и хореографию нескольких фильмов, балетов и пьес. Среди них выделяются спектакли Лондонского театра современного танца «Аида», «Кто такая Сильвия», «Ураган», «Пища», постановка пьесы «Смерть и дева». Затем она занялась композиторской деятельностью – писала музыку для ряда оркестров и джазовых коллективов. Совместно с Дэйвидом Моушном она написала музыку к своему фильму «Орландо»». Кроме этого Поттер серьёзно занимается хореографией, преподавая ученикам (30-40 человек в группе!) искусство движения. Пишут: «В 1993-м Салли Поттер приезжает в Париж, где находит своего мастера танго – Пабло Верона. Полтора года она брала у него уроки, и в 1995-м даже выступала с ним в качестве партнёрши на сценах Амстердама и Марселя. Тогда же родилась мысль о создании фильма «Уроки танго»». А ещё есть музыка, которую сочиняет Салли Поттер! Вот её слова: «Музыка всегда была важна для меня. И в процессе написания сценария, и в пост-продакшн я часто играю что-нибудь снова и снова». И так: «Я большой поклонник цыганской музыки» (и сразу становится понятно, почему в «Человеке, который плакал» Джонии Депп представлен в роли цыгана и почему там звучит цыганская музыка).

А на десерт – слова всемирно известного британского виолончелиста Мэтью Барли про Салли Поттер: «Как только я познакомился с Салли Поттер, я понял, что она замечательная женщина и что я хотел бы с ней дружить. Она – один из самых творческих и умных людей, которых я встречал в своей жизни. Стоит вам с ней познакомиться, как вы сразу же понимаете, что имеете дело с человеком невероятного интеллекта. И в то же время Салли очень проста и расслаблена в общении. Она любит смеяться и отлично общается с людьми. Вы знаете, с тех пор, как мы с ней знакомы, она часто посещает мои концерты и концерты моей жены. И вот многие люди приходят на мои выступления, чтобы послушать музыку, а потом зайти за кулисы и сказать что-то вроде: «Большое вам спасибо, это было прекрасно». Но Салли приходит ко мне с пакетом идей о музыке, с её представлением о том, каким был характер исполнения в тот день, вы понимаете? У неё невероятно глубокие музыкальные знания. Фактически она похожа на женщину эпохи Возрождения: она одновременно работает в качестве режиссёра, писателя и постановщика своих фильмов. Она – невероятно одарённая танцо̀вщица. Салли ориентируется во многих областях искусства, и, вероятно, поэтому она такой замечательный режиссёр».

Игорь Фёдорович Стравинский – VII. Tempo Di Tango

Ну и конечно – тема феминизма. Как можно обойти её стороной! Тут пусть Салли Поттер говорит сама за себя. Её ведь называют «главной феминисткой британского кино»! Интересно узнать, так ли это…

Поттер говорит: «Существуют реальные, пусть даже и почти незаметные препятствия для любого режиссёра женского пола. Кинопроизводство – это такая индустрия лидерства, в которую чаще всего вовлечены крупные суммы денег. Но кроме этого, кино – одна из самых распространённых форм современного искусства, которая отражает то, чем мы являемся. Женщинам в этой сфере приходится непросто. Я знаю, что многим молодым женщинам-режиссёрам не хватает уверенности в себе. Они часто не решаются снимать кино, боясь быть раскритикованными». И так: «Когда я только начинала снимать, женщин-режиссёров было раз, два – и обчёлся. Да, режиссура была тогда очень одиноким местом для женщины, и я наблюдала, из года в год, как эта ситуация меняется к лучшему.  Люди приходили ко мне во всех частях света и говорили, что любят мой фильм «Пианино», а я им: «Этот фильм сняла Джейн Кэмпион». С Джейн мы виделись время от времени на разных фестивалях, и она, в свою очередь, говорила мне, что её постоянно хвалят за фильм «Орландо». Вот такая история. Было такое ощущение, что я и Джейн – какие-то смутные фигуры в бесконечном пантеоне мужчин-режиссёров. Но теперь всё изменилось, это безусловно. И я рада этому. Тем не менее, я считаю, что отношусь немного к другой категории женщин-режиссёров, потому что мне не нужно сидеть в ожидании какой-нибудь работы. Да, мне часто присылают сценарии, надеясь, что я сниму по ним фильм, но до сего дня я всегда отказывалась. Я пишу свои собственные сценарии и ставлю по ним картины. Я создаю свой собственный материал. Я вдыхаю в него жизнь и контролирую его от «А» до «Я»». И так: «В кино всё еще главенствуют мужчины. И, разумеется, я чувствую себя аутсайдером, потому что я и есть аутсайдер – правда, сейчас уже не так как раньше. Но, может, чувствовать себя аутсайдером – это не так уж и плохо. Когда ты находишься не в центре, то начинаешь осознавать, сколько всего происходит на периферии. Я, конечно, идеализирую, но я в это верю».

А вот Поттер встаёт на сторону… мужчин-режиссёров: «Это заблуждение, что только женщинам-режиссёрам приходится тяжело в киноиндустрии. Мужчины-режиссёры, которых я знаю, борются за свои права и независимость точно так же, как боремся мы, женщины. Я обязана была это сказать… Однако женщины, безусловно, всё ещё находятся в безумном меньшинстве по сравнению с количеством мужчин-режиссёров». А вот как Салли Поттер трактует оперу «Кармен» (сразу становится понятно, что для неё значит термин «феминизм»): «Борьбу полов понимают неправильно, потому что на самом деле полярность мужского и женского существует внутри одного человека: контроль и подчинение, власть и бессилие».

«Я пришла к выводу», – продолжает Салли Поттер о феминизме, – «что не могу использовать в своей работе термин «феминизм». Не потому, что нынешний феминизм отошёл от когда-то провозглашённых им принципов – приверженности освобождению, достоинству, равенству. Просто это слово стало триггером, которое нервирует и раздражает многих людей. Употребляя слово «феминизм» в разговоре, вы буквально видите как глаза людей затуманиваются от усталости. Поэтому я никогда не использую этот термин где-либо, кроме круга моих друзей и семьи, для которых слово «феминизм» имеет иное значение. Кроме этого, я не согласна, что термин «феминизм» можно рассматривать в контексте борьбы женщин – и  только женщин! – за свои права. Я твёрдо убеждена, что ни одна группа людей на Земле не может быть независима от всех других групп, она с ними связана. Так что для меня борьба женщин – это ещё и борьба чернокожих за свои права, это борьба с антисемитизмом, и все другие виды борьбы вместе взятые. Это единственный возможный способ думать о человеческом освобождении. Конечно, я никогда не забываю, что историческое угнетение женщин имеет ко мне самое прямое отношение, что это – часть меня тоже. Но я действительно считаю, что борьба женщин за свои права – это часть великой борьбы за права всех. Описывая какую-нибудь одну, отдельно взятую борьбу, вы тем самым описываете их все. Осознание этого пронизывает всё моё творчество. Но меня не интересует дидактика, поучения, полемика… Я не хочу снимать фильмы-манифесты. С моей точки зрения, кинотеатр – это не самое подходящее место для политических выступлений». И вот это – простое как день: «Я бы хотела разобраться со всеми стереотипами».

Sinead O’Connor – No Man’s Woman

Какая же она молодец, наша режиссёрка из режиссёрок Салли Поттер! То, что она продолжает снимать свои необычные фильмы – лучшее доказательство того, чего можно добиться, следуя по пути жизни и культуры, а не стяжательства и посредственного. Салли Поттер вдохновляет! И вот её наставление молодым режиссёрам: «Не сдавайтесь. Это первое – и самое важное! Рискуйте. Не ищите безопасности и комфорта. Делайте только то, во что вы и правда верите. Жизнь слишком коротка, чтобы работать ради денег или чего-нибудь в таком роде».

Спасибо, Салли Поттер! А Вам – до свидания!

* чтоби иметь возможность комментировать и читать комментарии зарегистрируйтесь или залогиньтесь