Песнь моря

Выпуск 099. Добавлен 2016.04.30 17:51

Здравия всем!

Мы пойдём с тобой, дитя,

К морю, в дикие края

Прямиком, рука в руке,

Чтобы горе и печали

Были где-то вдалеке.

Lisa Hannigan – Song Of The Sea

Мультипликационный фильм «Песнь моря» ирландского режиссёра и сценариста Томма Мура – такое произведение искусства, к которому не знаешь как подступиться. Красота и мудрость «Песни моря» сбивают с толку, лишают слов, не позволяют оценивать и критиковать. Это похоже на любовь, когда тебя, влюблённого, просят рассказать о своей любимой. И что ты скажешь? Как ты выразишь то, что волнует тебя до мозга костей, то, что для тебя – сама жизнь? Поэтому сегодня я даже не буду стараться найти верные слова, не хочу говорить о том, что выше всяких слов. «Песнь моря» – это редчайший культурный дар, и уж точно не «развлекательный мультфильм для семейного просмотра». Конечно, он богат приключениями и волшебством, его главные герои – это дети, но – как и всё великое в искусстве – «Песнь моря» этим не ограничивается. Она выходит за рамки, за границы – так называемой – обычной мультипликации, развлекательного кино, зрелищного блокбастера. Это – духовное сказание, которое приковывает взгляды и детей, и взрослых. А ведь мы знаем, что именно в сказках – «Хроники Нарнии», «Книга джунглей», «Ветер в ивах», «Алисы», «Властелин колец» и «Хоббит» – заключено семя истины, глубочайшая жизненная правда. Как писал Клайв Стейплз Льюис, чудесный сказочник-богослов: «Когда-нибудь вы станете достаточно взрослыми, чтобы снова прочитать сказки». И вот так: «Если детская книга — это просто верная форма для того, что нужно сказать автору, тогда те, кто хотят его услышать, читают и перечитывают эту детскую книгу в любом возрасте. И я готов утверждать, что книга для детей, которая нравится только детям – это плохая книга. А хорошие – хороши для всех. Вальс, который приносит радость лишь танцорам – это плохой вальс». И вот «Песнь моря» – это именно такое кино.

Bruno Coulais – The Key In The Sea

Томм Мур говорил: ««Песнь моря» была для меня очень личным фильмом». Это видно невооружённым взглядом. Очевидно, что в «Песне моря» заключена душа Томма Мура. Он вложил в этот фильм самое личное и самое сокровенное, что есть в нём самом, так сказать, «выразился до нутра». Так что, когда приходится читать отзывы о «Песне моря», нет никакого смысла надеяться на прохладные рецензии или равнодушные отзывы. Не знаю, найдётся ли на свете такой человек, который бы надумал написать гневное слово в адрес «Песни моря». И я не шучу! Этот фильм – наверное, тут замешана магия – нравится тотальному большинству зрителей. И ты – при всём желании – не отыщешь недовольных, равнодушных и скучающих. Тут как с Хаяо Миядзаки. Если ты и правда непредвзят и – как говорилось в прошлом выпуске «Киновед» – «не испорчен «Трансформерами»», то у тебя просто не будет выхода: ты, как пить дать, влюбишься в «Песнь моря».

Вот Никита Тришин пишет: «Этот фильм – маленькое чудо. Один факт его существования вызывает радость…» А вот критики: ««Песнь моря» – это традиционный фильм, основанный на местном фольклоре, но при этом – фильм универсальный, для любого зрителя. Это – мифическое путешествие, 2D-великолепие, 2D-фильм, который выглядит, словно бы он сделан в 3D. Вам гарантированы мощные визуальные впечатления». А вот журнал «Empire»: «Это остроумная и чувственная история вкупе с отличной работой актёров озвучки и красивейшей двухмерной анимацией, которая превращает мультфильм в живую, роскошно иллюстрированную книгу. «Песнь моря» умело играет на душевных струнах зрителей всех возрастов, ни одного из них не оставляя равнодушным». «Песнь моря» называют «духовным продолжением «Тайны Келлс», предыдущего мультфильма Томма Мура. И вот всё это – абсолютно справедливо, но – на самом деле – мимо. Мимо, потому что, пока ты не увидишь «Песнь моря», то не сможешь оценить этих слов. Они вроде бы и попадают в цель, но как-то слишком слабы, чтобы выразить невыразимое. И тут – как всегда в таких случаях – я призываю на помощь музыку.

Bruno Coulais – Dance With The Fish

И снова, как и в «Тайне Келлс», чтобы разобраться в хитросплетениях сюжета «Песни моря», нужно не полениться почитать «Энциклопедию юного мифолога». Вот несколько основополагающих терминов, которые следует выучить для понимания «Песни моря».

Селки (или шелки). На Оркнейских и Шетландских островах – они находятся неподалёку от Шотландии – так называют магических существ в образе тюленей. Иногда – не по собственной воле – они могут скидывать тюленью шкуру и оборачиваться дивными людьми, как правило, юношами и девушками. И если в этот момент вы украдёте их шкурку, тогда у селки не останется выбора – придётся выходить за вас замуж. Тем не менее, вы имейте в виду, что прятать шкурку нужно понадёжней. Если селки всё-таки её найдут, они тут же превратятся в тюленя и кинутся обратно в море. Так что за ними нужен глаз да глаз. А вообще, селки очень миролюбивые и добрые существа. Они часто спасают упавших в море матросов, перевозя их на своих спинах до самого берега. Также известны истории, когда селки похищали людей, если уж те были больно красивые. Вот пишут, что «на Оркнейских островах существовала традиция рисовать на груди у женщин, выходящих в море, крест, чтобы их не похитили селки-мужчины».

Следующий термин. Дѝноши (или другой народец). Это безобидные духи умерших людей. Если вы их встретите – не бойтесь. Просто послушайте их песни, вежливо поблагодарите и проходите мимо. «Песнь моря» не раскрывает секрета их происхождения, но известно: они хотят вернуться на «остров вечной молодости», в Тир на Ног, а для этого нужно, чтобы Сирша – девочка-селки – одела свою шкурку и спела песенку. Времени в обрез: она должна это сделать на протяжении вот этой одной ночи, в самый канун Хэллоуина. Иначе не только диноши, но и все волшебные существа, умрут и не смогут попасть в Тир на Ног.

Ша̀наши (или Шиана̀хи). Он – носитель знаний, седой мудрец с волшебными волосами. Он знает всё на свете. Ну, или почти что всё. В его волосах, которые тянутся на целые километры, хранятся тысячи гигабайтов информации. В каждом волоске Шианахи заключена какая-нибудь история.

Мана̀ннан Мак Лир (владыка моря). В мультфильме сказано, что он «великий гигант, сердце которого было разбито большим-большим горем. И столь велика была его боль, что он выплакал целый океан, который мог бы затопить весь мир… Но его мать Маха отправила своих сов, чтобы они забрали его страдания. И так он превратился в камень, став морскою скалой».

Ма̀ха (совиная ведьма). Могущественная колдунья, мать великана Мак Лира. Когда она – по её мнению – «избавила» своего сына от страданий, лишив его каких бы то ни было чувств, её душевное здоровье немного пошатнулось. Маха решила, что эмоции, переживания – это страшный враг всех существ, и потому нападала на духов, селки и людей, чтобы забирать их чувства и превращать их в камень. Она была убеждена, что совершает добрый поступок по отношению ко всем, кто вынужден – как пишет поэт – «страдать и мучиться от жизни одинокой». В итоге Маха и сама наполовину окаменела, и если бы не мужество мальчика Бена – брата Сирши, – тогда бы и она, и все, чьи эмоции она пленила, могли бы навечно остаться каменными.

Ну что ж, дорогие школьники, надеюсь, терминологическая база усвоена и теперь можно приступить к изучению главного материала. Записывайте: ««Песнь моря» – это современная, меланхоличная и музыкальная сказка».

Kila – Katy’s Tune

Критики пишут: «Герои фильма живут в переходную эпоху: когда уходят древние верования, магия, а ей на смену приходит постмодернистское будущее». А теперь – «Мир фантастики»: ««Песнь моря» – история неторопливая, затягивающая, как настоящая древняя легенда. И при этом она всё равно тесно привязана к современности. Здесь есть ироничные отсылки к массовой культуре – только взгляните на «супергеройский» плащ Бена или его красно-синие очки! Но атмосферу мультфильма это не нарушает, а, напротив, создаёт интересный контраст между чудесным и обыденным, которого не было в «Тайне Келлс»».

Да, мир «Песни моря» – это мир древнего волшебства и магических существ, которые доживают свои деньки в XXI веке. Главные герои мультфильма – брат и сестра, мальчик Бен (кстати, точно так же зовут сына Мура) и девочка Сирша. Папа у них – обычный себе человек, а вот мама – селки. Как оказывается, дочка пошла в мать, а сын – в отца. Бен – мальчик мальчиком, а вот Сирша!.. Она тоже селки. И когда она надевает шкурку, то превращается в белого тюленя. И вот «Песнь моря» – это история неординарных приключений Бена, Сирши и их верного пса Ку. Злобная Маха, которая всех превращает в камень, крадёт девочку-селки. Бен отправляется на поиски. По пути он знакомится с духами умерших, стариком Шианахи, самой Махой и прочими селки. Бен, который поначалу сестру недолюбливал, по ходу действия меняет к ней своё отношение. Раньше, до всех этих приключений, Бен считал её какой-то неполноценной, какой-то забитой. Сирша всю свою шестилетнюю жизнь не проронила ни единого слова. К тому же, из-за неё пропала мать Бена. Короче, поводов для травли – масса. И вот Бен узнаёт, что Сирша совсем не такая простая и глупая девчонка, какой она ему представлялась. Мудрый Шианахи рассказывает ему, что если Сирша до рассвета Хэллоуина не споёт свою песню, тогда все волшебные существа, которых Маха превратила в камень, умрут. И Сирша в том числе. Такой поворот событий делает из Бена героя и растапливает его холодное братское сердце…

Конечно – никакой это не спойлер! – Сирша споёт песню, это всем понятно. И вот этот момент – самый трогательный и чувственный. В финале картины анимация плещется через край, напряжение достигает пика, а голос Сирши, такой нежный, чистый, потусторонний, пробивает до слёз. И в этом, кстати, – главное отличие «Песни моря» от множества множеств коммерческих фильмов, в которых не бывает – всё вытеснено деньгами – никаких сильных эмоций. В мире коммерческого кино – как говорил Мур, «с Томом Крузом» – героям никогда не сопереживаешь. Умрут – так умрут. Спасут мир – так спасут. Но другое дело – подлинное искусство. Когда Сирша произносит свои первые слова, то никто не в силах сдержать слёз. Забыть песнь моря невозможно. Вот один интервьюер задал Муру такой вопрос: «Перед встречей с вами, я спросил свою дочь, о чём бы она хотела спросить Томма Мура, и она сказала: «Спроси его, почему «Песнь моря» – это единственный фильм, который заставляет меня плакать?»» И вот все плачут, и эти слёзы – как мне кажется – лучшая награда для Мура. Это значит, что он трудился не зря, что он – как и тысячи тысяч великих гениев до него – сумел донести свет. «Ваш новый фильм», – говорит другой журналист, – «это эмоциональный удар для каждого зрителя. Я уверен, что он никого не оставляет равнодушным». И Томм Мур прибавляет: «Именно этого я добивался, такого сильного эффекта. Тем не менее, я удивлён, впечатлён, что мультфильм так трогает зрителей. Знаете, когда вы долго работаете над фильмом, в течение длительного времени, то вы уже не можете быть уверены, сработает фильм или нет, поразит зрителя или же оставит равнодушным». И вот тут любые споры бессмысленны. Ещё раз скажу: песнь моря забыть невозможно.

Lisa HanniganSong

Мур вспоминает: «Идея «Песни моря» зародилась у меня, когда я начал работать над «Тайной Келлс», так что они развивались параллельно друг другу. Когда я делал «Тайну Келлс», то «Песнь моря» отошла на второй план, но я знал, что хочу продолжить её после». И вот как всё было: «Где-то в самом начале работы над «Келлс» я поехал на выходные на западное побережье Ирландии, с женой и сыном Беном, которому тогда было десять лет. Мы делали небольшие зарисовки на пляже около городка Дингл, где снимали коттедж. Мы гуляли и натолкнулись на разлагающиеся тела морских тюленей. Потом нам объяснили, что местные рыбаки охотились на животных из-за уменьшения количества рыбы в море. И это, конечно, сумасшествие, что они винят в том тюленей, ведь основная причина – рост промысла. Также нам сказали, что раньше такого бы никогда не случилось, потому что в этих местах была сильна вера в сверхъестественное, а тюлени всегда считались мистическими животными, навредить которым – это к большой беде. Многие рыбаки верили, что тюлени могут забирать души потерянных в море или даже могут быть селки, народом, который обращается из тюленей в людей. Я слышал очень много историй о селки, когда был моложе, и начал вспоминать их, когда вернулся домой. Я рассказал всё это нашему арт-директору, с которым работал над «Келлс», Россу Стюарту. И он одолжил мне книгу «Люди моря». Это была коллекция старых преданий Ирландии и Шотландии о людях-тюленях. И вот я начал думать о том, что, забывая наш фольклор, мы теряем гораздо больше, чем просто истории – мы теряем уважение к балансу природы и старых традиций. Так что я задумался, как и почему старые легенды начинают умирать в наши дни. Я решил, что это могло случиться тогда, когда я был в таком же возрасте, как и мой сын, когда мне было десять лет. И так я взялся за создание истории, смешивая разные идеи и мысли, начиная с путешествия на запад и моей ностальгии по Ирландии до момента экономического бума в начале девяностых». И вот так: «Читая рассказы о селки, я понял, что многие из них связаны с потерей своих близких. Я думаю, они были аллегориями для людей, живших в прибрежных городах. Эти люди часто теряли в море кого-то из родных, и эти рассказы помогали им справиться с горем, пережить потерю. Я понял, что мы – команда «Cartoon Saloon» – могли бы обновить эту сказку и эту тему, и что она наверняка бы стала универсальной, подошла бы для современной аудитории».

Nolwenn Leroy – Song Of The Sea

И ещё Томм Мур: «Я хотел рассказать историю о том, как люди забывают свои традиции, фольклор, предания, сказки. Для меня это значит расторгнуть связь человека с окружающей средой, с его культурой. В Ирландии, после невероятного экономического бума в XXI веке (его принято называть «кельтским тигром»), это особенно ощутимо, так что «Песнь моря» – моя реакция на происходящее. Сегодня вы можете пойти в ирландский лес и натолкнуться там на старый гниющий телевизор». И вот по этой причине его мультфильмы часто сравнивают с мультфильмами Хаяо Миядзаки, вроде «Принцессы Мононоке» и «Рыбки по имени Поньо». В них – те же темы, те же чаянья, те же опасения: что человек забывает о своих корнях, о духах и деревьях, и не понимает, что вредя природе, вредит самому себе, своему внутреннему и внешнему миру. Как говорил мудрый старик Шианахи: «Все мы связаны. Все мы – одно».

Lisa Hannigan – Something Is Wrong

Так что прав Томм Мур: «Если люди больше не верят в сказки, в фольклор, то всё это исчезает». Вот мы себе решили, что всё это – пережитки прошлого, но даже не удосужились узнать, так ли это, есть ли во всём этом зерно истины или – на худой конец – просто-напросто красота. Зачем забывать красивые истории? Затем, что они бесполезны? Но подобное замечание – это лишь признак невежества и культурной скудости. Так можно сказать обо всём на свете, что не набивает нам пузо. Знающие люди – которые есть и сегодня – всегда говорили, что культура – это важнейшее достояние человека, его драгоценное сокровище, которое следует беречь, лелеять и любить всем сердцем. И даже эти слова можно трактовать неправильно: словно бы культура – это смысл всей нашей жизни. Нет, не смысл, не самое-самое главное, не важнее чем добропорядочность или честность. Но от неё наша жизнь становится лучше. Культура буквально учит нас жизни, правильной и достойной. Без неё – как иногда говорят в неблагополучных районах – «можно скатиться». Даже у якудза, как говорит Такеши Китано, имеется своя культура, есть какой ни какой, но кодекс чести. Мур рассуждает: ««Современный мир однороден и глобален. В этом есть много негативных сторон. И все мы подсознательно это чувствуем. Технологии нас засасывают. Мы живём в таких маленьких пузырях, дальше которых зачастую не видим. Вот знаете, я наблюдаю за тем, как растёт мой сын. И он полностью погружён в технологии. Я понимаю, что они влияют на его восприятие мира. Дети всегда меняются первыми, они восприимчивее нас. И вот я, как рассказчик историй, осознаю, что обладаю возможностью повлиять на людей, поделиться с ними своими мыслями, обратить их внимание на современные проблемы в нашем обществе. Я надеюсь, что мои фильмы – медленно и постепенно – снизят уровень безразличия в людях. Меня часто спрашивают, хочу ли я делать фильмы для взрослых. Я не вижу причин отвечать им отрицательно, но всегда удивляюсь, почему они полагают, что фильмы для взрослых важнее фильмов для детей. Я же считаю иначе. Фильмы для детей гораздо важнее, поскольку они формируют нас, влияют на нас по-настоящему. Вот сейчас я смотрю много фильмов, но смотрю их как взрослый, и потому забываю о них на следующий же день. Но те фильмы, что я видел в детстве, оставили во мне глубокий след. Итак, мы – я и моя команда – несём огромную ответственность, когда создаём фильмы для детской аудитории. Мы стараемся рассказывать им о важных вещах, делиться с ними чем-то, что им нужно знать, а не просто отвлекать их говорящими животными или п*****ь шутками. Надеюсь, что у нас действительно получается это делать. Ну а создать для взрослых какой-нибудь мусор, чтобы они его смотрели, жуя пиццу, поверьте, всегда успеется».

Bruno Coulais – The Seals

И ведь чего только нет в «Песне моря»! Вот, например, музыка. Мало в каком фильме – и уж тем более в мультфильме! – она играет не меньшую роль, чем и визуальная составляющая. Томм Мур: «В «Песне моря» музыка была настолько важна, что я начал искать её ещё до того, как взялся за этот проект. Я понимал, что – для того, чтобы сделать именно то, что я задумал и так как я хочу – я нуждаюсь во вдохновении. Визуальная составляющая мультфильма родилась из музыкальных образов». И также: «Музыка «Песни моря» очень важна. Вы услышите композиции от Брюно Куле и группы «Кила», а также Лизы Хэнниген». Кстати, эта девушка – Лиза Хэнниген – та самая, которая вместе с Дамьеном Райсом играла на его первых альбомах.

Damien Rice & Lisa Hannigan – I Remember

Ну а что касается анимации «Песни моря», тут даже говорить страшно! Приоткрываем секреты. Томм Мур: «Дизайн «Песни моря» стал таким во многом благодаря нашему арт-директору Эдриану Мериго. Я же сосредоточился на общих чертах: дизайне персонажей, композиции, раскадровке и очень простом дизайне окружения. Эдриан, который был ведущим художником по фонам в «Тайне Келлс», свёл всё это вместе и разработал внешний вид фильма. Мы опирались на опыт «Тайны Келлс», а также короткометражный фильм Эдриана «Старые клыки», и, конечно же, смотрели на художников, которыми восхищались. Я показывал Эдриану пейзажи Ирландии в нескольких научно-исследовательских поездках, и у нас была идея попытаться создать атмосферное чувство сырости, взяв за основу акварель. За время разработки нам удалось слить наши идеи и стили вместе, чтобы создать что-то уникальное. Всё это достигалось методом проб и ошибок. И если сравнить старые концепты 2009 года на «YouTube» с финальной версией фильма, можно увидеть, насколько эволюционировал наш стиль. Основная часть фильма, каждый куст и травинка была тщательно разработана и окрашена Эдрианом и удивительной командой, которую он собрал в Килкѐнни и в Люксембурге». В общем, на «Песнь моря» было потрачено немало усилий. Интернациональная банда аниматоров трудилась над фильмом в течение долгого времени, а Томм Мур – вместе с друзьями – старался всё это контролировать. В «Песне моря» наблюдается удачное сочетание компьютерной и традиционной рисованной анимации. С моей точки зрения, по этой причине мультфильм выглядит ещё более – так сказать – «спецэффектным», чем обычный компьютерный или рисованный мультик. Как будто 2D- и 3D-анимация слились во что-то более мощное, зрелищное, скажем, 5D-анимацию! В общем, оторваться от «Песни моря» почти невозможно. Даже моргать не хочется. Хотя, вот с другой стороны, – некоторые замечают, – иногда картинка утомляет зрителя. Слишком много деталей, слишком много «визуальной напористости». Тысячи элементов – мелких и крупных – сливаются с фоном, кружатся или мигают. Но – как я уже говорил – это не то, чтобы минус, а скорее такая вот особенность мультипликации Мура. Справедливо пишут: «Пёстрые герои мельтешат, как стайки рыбок; всё находится в постоянном движении, и чем дольше ты смотришь, тем больше замечаешь новых деталей».

За «Песнь моря» – как и за «Тайну Келлс» – Мур номинировался на Оскар. Премия, конечно, досталась другим, но – не будем забывать про рекламу! – две оскаровские номинации подряд сослужили Муру хорошую службу: привлекли внимание общественности к студии «Cartoon Saloon». И ещё: на церемонии мультипликатор познакомился со многими интересными и нужными людьми. Мур говорит: «Я разговаривал с Лорой Пойтрас, режиссёром удивительного документального фильма «Гражданин четыре». Встретился с Майклом Китоном, что очень круто, потому что в детстве я видел его в роли Бэтмена, а фильм «Бёрдмен» с его участием – это вообще что-то феноменальное. Немного поговорил с Ричардом Линклейтером. Было весело. Это всегда круто. Когда меня в первый раз номинировали, я завёл множество друзей в «Pixar» и «Disney». В этот раз всё было немного по-другому. Было замечательно встретиться с парнями из «Семейки монстров» и «Города героев». С Дином ДеБлуа, режиссёром «Как приручить дракона 2», мы знакомы уже давно. Я рад, что его номинировали. Он очень поддерживал «Тайну Келлс». Но для меня было настоящей честью пожать руку и даже немного пообщаться с Исао Такахатой. Я думаю, что его «Сказание о принцессе Кагуя» – это шедевр».

Вот такой он, мир независимой мультипликационной индустрии. Он – по словам Мура – непредсказуем и хаотичен, но также – бесконечно интересен. Пускай на создание одного мультфильма у Мура уходит от пяти до семи лет, срок немалый, но как говорит сам режиссёр: «Да, мультфильмы «Cartoon Saloon» забирают у нас непомерно много времени и создаются очень долго. Но зато благодаря этому мы можем их прочувствовать». И вот это «прочувствовать» – самое главное в фильмах Томма Мура и его друзей. Искренность «Тайны Келлс» и «Песни моря» неподкупна. Это – от сердца к сердцу. Поэтому с ними связываются самые интересные люди, которые знают толк – как говорят менеджеры – в «качественном оригинальном продукте». Например, в обоих мультфильмах Мура один из актёров озвучки – это неповторимый Брендан Глисон, звезда фильмов «Однажды в Ирландии» и «Голгофа». Мур говорит: «Брендан – отличный парень и большая звезда в Ирландии. Он всегда помогал нам и всячески нас поддерживал». Вот такая история.

И напоследок… Раз уж мы говорили о мифах и фольклоре, о магии и волшебных существах, то вот вам слова мудреца Сюй Сюэмо, которые – как я вижу – очень подходят к теме: «Если человек не умеет размышлять, то, даже если он прочтёт гору книг, он заслуживает лишь, чтобы его звали книжным шкафом. Если человек не очистился душой, то, даже если он заучит весь буддийский канон, он будет подобен деревянному идолу». Не будем же подобны деревянным идолам! А такие мультфильмы как «Тайна Келлс» и «Песнь моря» очень в этом помогают.

Спасибо тебе, Томм Мур! И всем-всем вам. До свидания!

* чтоби иметь возможность комментировать и читать комментарии зарегистрируйтесь или залогиньтесь