Клер за границей

Выпуск 089. Добавлен 2016.04.27 17:45

Здравия всем!

В книге «Буддизм и христианство в их учении о спасении» написано так: «Высокое и низкое – всё это одинаково по своей сущности». Да, не будем об этом забывать! Есть фильмы большие, а есть фильмы маленькие, даже крошечные. О больших фильмах принято говорить много, о маленьких – мало. Но если вы слушаете нашу радиопередачу не впервые, тогда вы знаете, что «Киноведы» уделяют одинаковое внимание всем фильмам без исключения: и знаменитым шедеврам, и малоизвестным картинам. Главное – чтобы фильм был хороший, а его популярность – это уже дело второстепенное. Вот и сегодня мы с вами обсудим три фильма Рене Клера, снятые им за границей, в Англии и в Америке, которые сегодня обычно обходят стороной, хотя когда-то их называли выдающимися. Это – «Привидение едет на Запад», «Нью-Орлеанский огонёк» и «Я женился на ведьме». Мы же постараемся не быть пристрастными и оценим их по достоинству. Пускай они и правда не шедевральны, пускай в чём-то скучны и староваты, но есть в них и много достойного! К тому же, как поговаривают греки, «на всякий вкус – своя оливка». Авось вы эти фильмы полюбите, они ведь не так уж и пло̀хи! А с моей точки зрения, «Нью-Орлеанский огонёк» – это и вообще отличный фильм, который обязательно стоит посмотреть! Так что сколько homo sapiens sapiens – столько и мнений.

Но хватит уже вступительной болтовни! Хватайте свои чемоданы, зонты и паспорта! Мы отправляемся за границу вместе с Рене Клером и его маленькими фильмами, которые когда-то были большими.

Elton John – Big Man In A Little Suit

Скажите, «какая разница между чертополохом на лужайке и поцелуем в темноте? Если не отгадаете, пока я по буквам скажу «чертополох», то с вас причитается. «Ч», «е», «р», «т», «о», «п», «о», «л», «о», «х»… Что же, платите!»

Если вы не смотрели английскую комедию Рене Клера «Привидение едет на Запад», тогда вы вряд ли поймёте о каком таком чертополохе идёт речь. Хотя, те кто видели фильм, находятся в том же неведенье. Один критик в рецензии о «Привидении» заметил: «Этот фильм доказывает, что Рене Клер был лучшим мастером комедии своего времени». И вот уже тут – буквально с первых слов кинокритика – начинается то, что психологи называют «дисфункциональным конфликтом». Ну как можно поверить, что такой проходной фильм как этот – а «Привидение» – это комедия довольно заурядная – возвеличивает Клера до статуса гения комедийного жанра? Нельзя в такое поверить! «Привидение» – фильм, конечно, не плохой, но и не выдающийся. «Миллион» или же «Последний миллиардер» – куда смешнее и занятнее «Привидения». Вот ещё один критик, более откровенный: «И хотя «Привидение» – фильм довольно вялый, всё-таки хитрый ум и ловкость манер его героев, а также лёгкий стиль режиссёра делают его восхитительным. Некоторые эпизоды в нём сильнее прочих». А вот это уже ближе к истине! По большей части эта комедия Клера действительно вялая, но в ней есть парочка эпизодов, которые вызывают зрительскую улыбку и доставляют удовольствие. И вот с такой точки зрения я с критиками соглашусь, что «это весёлый и сатирический фильм» или что ««Привидение едет на Запад» похоже на крем и карамель из кипучих шуток». Шутки есть, но не такие они кипучие, как о них пишут. Чаще всего «Привидение» монотонно, затянуто и – снова-таки – вяло. Но это всё равно: посмотреть «Привидение» стоит! Он интересный. Не всем же фильмам разить наповал и выбивать почву из-под ног! Лёгкая, незамысловатая, простая – помните, что говорил об этих словах Клер? – английская комедия французского режиссёра не станет вашим «настольным фильмом», но она заслуживает быть увиденной. Всё как в песне «Аквариума»: «Разбудите меня, если всё-таки что-то случится». И иногда в этом фильме что-то случается, что-то, из-за чего о нём стоит поговорить.

Аквариум – Крем И Карамель

Бессменный клеровед Божович пишет: «Фильм Рене Клера «Призрак едет на Запад» снят по рассказу английского писателя-юмориста Эрика Кьюна «Сэр Тристрам отправляется на Запад», который, казалось, был написан специально для автора «Призрака Мулен Ружа» и «Воображаемого путешествия»». Божович, как обычно, подмечает самую суть. Клер, любитель фантастического кино в духе Мельеса, часто снимал фильмы о привидениях, волшебных путешествиях, магии, сновидениях. Всё это – любимые темы того же Мельеса. И Рене Клер, стремившийся вернуться к классическому искусству «чистого кино», к девственной простоте «Политого поливальщика» и «Надутой головы», выбирал для своих фильмов соответствующие темы, такие же, на которые снимали фильмы братья Люмьер, Гриффит, Мельес или Пате. Вот и на этот раз Рене Клер взялся за историю об одном призраке, некоем Мердоке Глаури, шотландце, погибшем на поле битвы при забавных обстоятельствах. Из-за того, что Мердок вёл распутную жизнь и не отличался честностью и благородным нравом, душа его отца приговаривает душу сына на заточение в фамильном замке Глаури. Там дух Мердока пробудет до того момента, пока он не напугает кого-нибудь из ненавистного Глаури клана Маклегенов. Маклагены и Глаури – именитые шотландские роды – старейшие противники. И всё же какова вероятность того, что Маклегены забредут в замок Глаури, а привидение Мердока их напугает? Потому-то и проходят сотни лет перед тем, как… Стоп! Большего я не скажу. Смотрите сами! Добавлю только, что замок покупает один американский миллионер и – кирпичик за кирпичиком – вывозит его из Шотландии в Америку. И вместе с замком – небесные законы, как вы понимаете, нерушимы! – за границу едет также и призрак. Куда замок – туда и он, таковы правила! Кроме этого, в фильме рассказывается история любви последнего потомка Глаури, Дональда, и дочери миллионера Пегги Мартин. В их отношениях не всё гладко, потому что призрак Мердока, с которым Пегги периодически встречается, как две капли воды похож на Дональда. Собственно, этих двоих играет один и тот же актёр, Роберт Донат. Пегги и не догадывается, что иногда она говорит с Мердоком, который хотя и мёртвый, но всё также любит приударить за красивыми девушками. И вот на этом психологическом диссонансе – противопоставлении уверенного Мердока и тактичного Дональда – зиждется одна из фабул комедии Клера.

«В фильме есть и сатира, и лирика», – пишет Божович. – «Клер высмеивает политическую трескотню и демагогию, а также – в очередной раз – упоминает тему денег». Да, Клер посмеивается над богачами и их прихотями, над спорами между Конгрессом США и английским парламентом, над патриотизмом и жадностью, и так далее. Клер иронизирует и развлекается, не особенно заморачиваясь серьёзностью и реализмом. От этого фильм становится только лучше: легче и непринуждённее. Только вот иногда «Призрак» настолько уж лёгок и ненавязчив, что вызывает скуку и рассеивает внимание. Но мы это Клеру прощаем и всё равно смотрим дальше. Главное, это помнить что «один Глаури справится с пятьюдесятью Маклегенами». Так и одна шутка в этом фильме – удачная, искромётная, задиристая шутка, – справляется с пятьюдесятью малоудачными приколами.

Silly WizardRoarinDonald

Идея снять английское кино появилась в мозгу Рене Клера не просто так. Видный британский режиссёр и продюсер Александр Корда, будучи свято уверенным в талантах французского режиссёра, долгое время его уговаривал снять что-нибудь английское. У Корды была такая теория: иностранец может снять хорошее кино о другой стране именно потому, что он яснее, чем сами жители этой страны, видит её национальные особенности. В принципе, теория подтвердилась: француз Рене Клер снял успешное английское кино о Шотландии, половина которого происходит в Америке.

Сценарий «Привидения» Рене Клер написал вместе с талантливым сценаристом Робертом Шервудом. Клеру однозначно был нужен помощник, потому что он совершенно не знал английского языка, но собирался снимать кино, богатое диалогами и шутками. Подробнее об этом – Божович: «Со стороны Роберта Шервуда Клер встретил полное взаимопонимание. Позже, когда «Призрак едет на Запад» с успехом прошёл на экранах Англии и Соединённых Штатов, Шервуд выступил на страницах «Нью-Йорк Геральд» со статьёй, в которой писал: «Хотя во вступительных титрах я любезно назван автором сценария, я должен засвидетельствовать, что сценарий в действительности написан Рене Клером. Если ему понадобилось моё содействие, то лишь потому, что его запас английских слов год тому назад, когда мы начинали работу, сводился к двум словам: «Плиз!» и «О`кэй!». После нескольких дней совместной работы он научился говорить: «No so good!». Всех режиссёров, которых я имел возможность наблюдать, Клер превосходит своими качествами сценариста. Он объединяет в одном лице Фрэнка Капру и Роберта Рискина. Сюжет он строит как специалист. Он знает, должна ли сцена быть длинной или короткой; он чувствует тот критический момент, когда внимание зрителей сменяется усталостью; он знает, когда дерзость является эффективной в драматическом или комическом отношении, а когда она остаётся всего лишь дерзостью. Он знает все режиссёрские приёмы (и немало изобрёл их сам). Но он всегда подчиняет их главному замыслу, тому, что он хочет сказать языком кино»». Не знаю, стоит ли спорить с такой высокой оценкой, Клер действительно был профессионал, но может быть трагедия «Привидения» в том, что этот фильм несколько устарел и подрастерял тот шарм, то обаяние, что было в нём на момент премьеры. В любом случае, профессионализм Рене Клера ничуть не пострадал, хотя сам фильм не кажется мне настолько хорошим, чтобы воспевать ему хвалу. Что ни говори о «Привидении», это – конечно же – классический Клер, но классика классике рознь! «Привидение» примечательно ещё тем, что в нём Клер впервые обращается к теме XVIII века, «своего любимого века», как пишет Божович, который вдохновлял и мотивировал режиссёра на протяжении всей жизни. «Рене Клер», – Божович, – «начавший творческий путь в качестве «авангардиста», в действительности всегда испытывал тяготение к остроумному, галантному и скептическому XVIII веку. Судьбе было угодно, чтобы первая попытка воссоздания тех времён и нравов была им предпринята в английском фильме. Другой парадокс «Призрака» состоит в том, что это – первый фильм Клера, в котором диалог занимает столь большое место, и это – фильм на английском языке. Причём здесь использована в комических целях разница между английским языком XVIII века, современным английским и английским в его американской разновидности». Кстати, это ещё один повод обратить внимание на неудачность картины: возможно, что в переводе на русский язык теряется некоторая доля её комизма. А там, где нет «ха-ха», туда приходит «храп-храп». Так что, дорогие слушатели, учите языки! Как говорили мудрые персы: «Перевод – это изнанка ковра». Узор может быть и тот же, но первозданная красота всё-таки блекнет.

А ещё мне нравится одна случайная фраза Виктора Божовича, характеризующая главного героя фильма, Мердока Глаури: «…он собирает дань поцелуев, движимый бескорыстной эстетической потребностью». Вот из-за таких вещей и стоит смотреть «Привидение».

Andy M. StewartAe Fond Kiss

И снова – Божович: «Съёмки фильма «Призрак едет на Запад» были закончены в ноябре 1935 года, а в январе следующего года Клер отправился в Нью-Йорк на американскую премьеру фильма. Газеты пишут о нём как о «таинственном кинематографисте», «загадке киномира» и устраивают ему огромное «паблисити». Его приглашают работать в Голливуд, но на предложения продюсеров он отвечает такими требованиями, которые у всех вызывают изумление. В общем, французский режиссёр хочет таких условий, которые для него являются обычными, но идут вразрез с практикой Голливуда. Один из магнатов американского кинобизнеса заявляет: «Если мы разрешим режиссёрам работать так, как того хочет Рене Клер, то во что превратится продюсер?» Газета «Литтрери Дайджест» даёт крупный заголовок: «Ас режиссуры повергает Голливуд в недоумение. Рене Клер, добившийся триумфа своим английским фильмом, желает работать по-своему и отвергает сделанные ему предложения». Тем временем в Англии фильму присуждают Большую премию английского кино; во Франции он начинает не столь блистательную, но вполне успешную прокатную карьеру под названием «Привидение на продажу»». Вы, конечно, вправе спросить: а что такого Клер забыл в Англии и зачем он потом переехал в Америку? Почему он не остался работать во Франции и не снимал «Привидение едет в Канны» или «Тулонский огонёк»? В Англию Клер отправился по двум причинам: во-первых, уговоры Корды были весьма убедительны и настойчивы («Давай к нам, Рене! У нас тут студия, деньги, жизнь, свобода!..»), а во-вторых, Клер принял решение поменять обстановку, любопытствуя, как и какое кино снимается за границей. Возможно, он жаждал нового опыта или полагал, что французский фильм стал немного однообразным. Это и не важно. Главное, что Клер оказался в Англии, где он снял комедию о призраке Глаури и мюзикл «Ошеломляйте новостями», а после этого опять вернулся в родную Францию. И вот тогда Вторая мировая война заставляет его покинуть Родину. В конце июня сорокового года Клер уезжает из Франции, захваченной немецкими войсками. Он решает отправиться в Америку и таки попробовать себя в американском кино, на тот момент – как, впрочем, это есть и сегодня – бывшем одним из лучших в мире.

В Америке Клера приняли радушно. Многие режиссёры и актёры – как местные, так и другие беженцы – знали и любили Клера. Однако его положение оставалось сложным. Для американского правительства он был иностранцем без паспорта, гражданином страны, которой – из-за побед фашистов – почти не существовало. Как ему стоило быть? Что делать? В конечном итоге, переживая за своё будущее и за будущее Франции в том числе, Клер оказывается в Голливуде. В честь режиссёра закатывают банкет, устраивают званый вечер, предлагают ему работу, но Рене Клер, сохраняя трезвость ума, понимает: если его первый американский фильм провалится, если он не заработает достаточно денег, тогда отношение к нему – за одну секунду – изменится на полностью противоположное. Не зря же о Голливуде говорят такое: «Голливуд – это чудовище. Когда ты успешен и богат, оно са̀дит тебя к себе на спину и возносит до небес! Но стоит тебе оступиться – один-единственный раз! – и это чудовище проглатывает тебя с потрохами!». Сразу скажу, что первый американский фильм Рене Клера – «Нью-Орлеанский огонёк» сорок первого года –  шедевром не стал, не принёс инвесторам миллионов долларов прибыли. Вместе с тем «Огонёк» и не разрушил карьеру режиссёра, как это предполагалось, но всего только ненадолго отсрочил его успех. Второй фильм Клера, «Я женился на ведьме» сорок второго года, прогремел по полной! Благодаря ему Клер прочно встал на ноги и утвердился в Голливуде в качестве режиссёра прибыльных фильмов. Вот что сообщает Божович: «После успеха фильма «Я женился на ведьме» киностудия «Paramount» предложила Рене Клеру дорогостоящий цветной боевик, но режиссёр отказался». Представляете себе? Фильм Рене Клера, жестокий и кровавый голливудский боевик «Рембо̀: первый стих»? Но вместо этого Клер снял ещё два потрясающих фильма: «Это случилось завтра» и «Десять негритят».

Ну ладно, хватит уже историй, давайте больше конкретики. Что это за «Нью-Орлеанский огонёк» и кто его зажёг? На два вопроса – один ответ: Марлен Дитрих.

Marlene Dietrich – Sweet Is The Blush Of May

Давай, Божович, просвещай! «Клера познакомили с молодым сценаристом Норманом Красна, который должен был писать сценарий. Сюжет, предложенный Красна, по выражению Клера, «не держался на ногах», но сам молодой литератор ему понравился, и они начали совместную работу над сценарием, который затем превратился в фильм «Нью-Орлеанский огонёк». Следует сказать, что руководители киностудии «Universal» понимали необходимость использовать индивидуальное своеобразие Клера, его французский шарм. В то же время они были озабочены тем, чтобы фильм понравился американским зрителям, был им понятен». По сути, так оно и вышло. «Нью-Орлеанский огонёк» получился фильмом-гибридом. В нём есть французская лёгкость и романтика, стиль режиссёра, но есть также американская эксцентрика, что-то голливудское и приключенческое. Долгое время Клер не знал за какой фильм ему браться, с какими актёрами его снимать. В результате выбор пал на Марлен Дитрих, как и он – иностранку, как и он – ненавистницу фашистского режима, но главное – звезду с мировым именем. Она тоже недавно перебралась в Штаты – кстати, вместе с Жаном Габеном, который был для неё больше чем друг – и ждала подходящих ролей. И вот роль нашлась. Классик французского кино приглашает саму Марлен Дитрих сыграть в его фильме! Надежды студии были огромны. «Universal» надеялась, что фильм принесёт кучу денег и станет эдаким международным хитом. Ни то, ни другое не сбылось, хотя «Огонёк» – для верности – не то чтобы провалился, а скорее не дотянул до «нужной кассы». Не знаю, чем именно «Огонёк» не пришёлся по вкусу мировой публике, но мне этот фильм очень понравился. Вы знаете, он и правда смешной, а для комедии нет ничего важнее. Судить о прочих достоинствах фильма я не берусь – актёры, как мне кажется, играют хорошо, сценарий и режиссура удовлетворительны, – да и не вижу в том особой нужды. Фильмы Клера существуют не для критического разбора, а для радости душевной и праздного отдохновения. О времени, что я смотрел «Нью-Орлеанский огонёк», я вспоминаю как о времени, проведённом счастливо. И стоит ли требовать большего? Помню, как не раз смеялся над выходками персонажа Дитрих, над забавным петербуржцем и – как обычно у Клера – над репликами героев. Да и сюжет «Огонька» произвёл на меня впечатление. Опять Божович: «Действие фильма происходит в среде, понятной и близкой Клеру настолько, насколько это было возможно в американских условиях: перед нами Нью-Орлеан, город, населённый в значительной части выходцами из Франции; многие сохранили французский язык и черты национального характера, тем более что время действия отодвинуто в конец XIX века». Главная героиня – обманщица и лгунья по имени Клэр – приезжает в Нью-Орлеан в поисках очередной жертвы: глупого мужчины при деньгах. Клэр живёт от кошелька к кошельку. Она обольстительна и обходительна с теми, кто может ей платить. Из мужчин она вытягивает последнее, чтобы потом – под каким-то предлогом – смыться восвояси. Вот и на этот раз очередной богатый аристократ положил на неё глаз. А Клэр – всё разыгрывается как по нотам – падает в обморок, притворяется невинной девой, стонет и улыбается, дует губки и мнёт платочек… Как говорят гангста-рэперы: «Охомутала простофилю на раз-два!». Но – у Рене Клера ничего не меняется – девушка наталкивается на непреодолимое препятствие в лице – вернее, в теле – мачо-морячка, который тоже в неё влюбляется. В результате нескольких конфузов ей приходится идти на хитрость: чтобы не потерять выгодное замужество с богачом-аристократом, Дитрих притворяется, что живёт в городе не одна, а вместе со своей сестрой-близняшкой, распутной бессердечной девицей. И опять же – всё по Клеру. Смотрите. «Привидение едет на Запад»: один актёр – Донат – исполняет две роли, играет двух Глаури. «Нью-Орлеанский огонёк»: Марлен Дитрих играет обеих сестриц, которые на самом деле – одна женщина. Или «Красота дьявола» – мы ещё обсудим этот фильм, – в котором два актёра попеременно меняются ролями. Для Рене Клера – это нормально, что многие идеи его фильмов похожи между собой. Это не результат скудоумия, не отсутствие воображения, но скорее верность традициям и любовь к определённым темам. Ну нравилась ему беготня, шарады, подмены!.. Клер любил кино Мельеса и Люмьера, которое опиралось на незатейливый сюжет и всегда находило отклик у зрителей. И режиссёр стремился к тому же. А потому Божович и пишет: «Идея двух ролей для Марлен Дитрих, с серией возникающих отсюда квипрокво, принадлежала Клеру. Мы узнаём также типичный для него мотив «свадьбы с препятствиями» и мотив посрамлённой власти денег». Финал фильма, как вы можете догадаться, счастливый. Загадка, поставленная вначале, разрешается просто и безыскусно. Клэр находит подлинное счастье и обнаруживает в себе добродетель. Все счастливы: и герои, и зрители. Что может быть лучше?

Божович пишет: «Недостатки и просчёты фильма привели к тому, что «Огонёк» не имел успеха ни в Соединённых Штатах, ни во Франции, где он был показан позже, в январе 1946 года, под названием «Прекрасная чаровница». Сотрудничество Марлен Дитрих и Рене Клера, на которое рассчитывал продюсер Джо Пастернак, не получило продолжения. Сам режиссёр отдавал себе отсчёт в том, что потерпел неудачу. Снова он мучился вопросом: не происходит ли необратимый закат его творчества? Быть может, кончилось его время?». Ой, да ничего не кончилось! Зря Клер переживал. Его следующий фильм – с моей точки зрения, куда слабее «Огонька», – сорвал куш и вернул режиссёру его доброе имя. А назывался он неполиткорректно «Я женился на ведьме».

The Incredible String Band – Witches Hat

Критики пишут: ««Я женился на ведьме» – сложная конфетка. Фильм довольно забавен, иногда даже остроумен и абсурден, но всегда лёгок и непринуждён. Наблюдать за обворожительной актрисой Вероникой Лейк – одно удовольствие. И на этом, пожалуй, всё». Да, сказать больше – и не скажешь. Почему один фильм Клера слабее другого – большая загадка! Все его фильмы легки и непринуждённы, но в одном случае эти слова имеют положительный смысл – «Миллион», «Последний миллиардер», «Нью-Орлеанский огонёк», – а в другом – нейтральный – «Четырнадцатое июля», «Привидение едет на Запад», «Я женился на ведьме». Как будто для Клера нет никакого мерила: просто некоторые его фильмы цепляют, а некоторые – нет. И добавить тут нечего!

Так вот, «Я женился на ведьме» – явно не цепляет. При этом всё с этим фильмом понятно: главная роль досталась классической ослепительной блондинке Лейк, которая то и дело раскидывает свои волосы, ноги, руки и всё остальное; в фильме – стандартный «клеровский треугольник» – есть магия, погоня и любовь; это комедия, в которой несерьёзное серьёзно, а серьёзное – несерьёзно. Это хороший фильм, его можно и нужно смотреть, но и только. Кстати, к чести Клера скажу, что он никогда не стеснялся быть просто режиссёром фильмов. То есть он не стремился к тому, чтобы его запомнили как «гения», «пророка», «бога» кино! Он понимал, что одни его фильмы более удачны, чем другие – точь-в-точь как Такеши Китано, – а всё остальное считал излишним. Вот и мы так поступим. «Я женился на ведьме» – какой бы моей оценки он ни был удостоен – имеет право на жизнь.

Фильм снят по роману очередного писателя-юмориста Торна Смита «Влюблённая ведьма». Сам он его не дописал, за него это сделал другой, но книга Клеру понравилась. Он обсуждал её с Престоном Стёрджесом, видным американским режиссёром. Обсуждения закончились тем, что Стёрджес стал сопродюсером картины. Дальше Божович: «Съёмки фильма «Я женился на ведьме» начались в апреле 1942 года. Для Клера это самый идиллический период работы. Вот свидетельство самого режиссёра: «Первый раз я ставил фильм крупнейшей фирмы и получил возможность оценить совершенство организации производства. Споры вокруг сценария могли быть мучительными, но лишь только соглашение было достигнуто, всё пошло с чудесной лёгкостью. Надо добавить, что американские продюсеры гораздо более либерально относятся к постановке, чем к сценарию. Для меня, поскольку я люблю точную работу, условия на студии были идеальными. Со стороны съёмочной техники там не было для меня ничего нового, но в отношении организации всё было безупречно. Фильм был снят за тридцать три дня, и всё шло как по маслу»». Ещё Божович: «Что касается атмосферы на съёмочной площадке, то она была идеальной, и даже Вероника Лейк, известная своим дурным характером, вроде как была очаровательна». Тут Википедия и некоторые другие источники поправляют критика, упоминая о гирях, которыми увешивалась актриса, чтобы исполнитель главной роли, актёр Фредрик Марч, заработал себе грыжу, беря её на руки. Или ещё: иногда Вероника Лейк – опять же, на руках Марча – случайно била его в пах. Но может тут и нет никакого противоречия. Вероятно, такое поведение актрисы – по сравнению с прочими её выходками – можно считать ангельским.

Dr. John – Woman Is The Root Of All Evil

А теперь – о чём фильм. Ведьма Дженнифер и её отец-ведьмак некогда были сожжены на костре. Перед смертью ведьма насылает проклятие на своего палача, пуританца Уолли: «Не быть тебе или твоим потомкам счастливыми в браке!» Через пару сотен лет, а то и больше, души колдунов о̀жили и продолжили чернокнижие. Больше всего они стараются насолить потомку того самого Уолли, Уолллесу. Опять же, обратите внимание, что темы и приёмы Клера остаются неизменны. Всех Уоллесов, которые появляются в фильме, играет один актёр, Марч. Ведьма, сначала хотевшая насолить Уоллесу, сама в него и влюбляется. Но на пути к семейному счастью встают тысячи препятствий. Например, отец Дженнифер, вредный колдун. В общем, стандартный фильм Клера. Всё, как обычно, смешно и забавно, а заканчивается счастливым финалом. Божович пишет: «В прокате фильм прошёл с большим успехом, что укрепило престиж Рене Клера… К числу благодарных зрителей этого фильма принадлежал и Чаплин, который после премьеры «Я женился на ведьме» сказал режиссёру: «Я видел все ваши фильмы, и мне необязательно видеть ваше имя в титрах, чтобы сразу же узнать ваш стиль»». И ещё: «Успех фильма во многом определялся тем, что французский режиссёр сумел расковать в себе и в своих исполнителях стихию эксцентризма». Вот это – главное достоинство картины. «Я женился на ведьме» – эксцентричное кино, в котором есть доля сатиры, доля приключений, доля романтики… и всё! На этом доли заканчиваются. Магия Рене Клера касается только сюжета, но в остальном отношении фильм – снова-таки – не цепляет.

И ещё одно интересное размышление: «Подлинная проверка комедии – приём зрителей. Рене Клер, как и Чаплин, не считал для себя зазорным вносить изменения в уже готовый фильм с учётом реакции аудитории. На одном из пробных просмотров «Я женился на ведьме» он обратил внимание, что одна сцена «не проходит», и предложил её снять. Руководство фирмы ответило, что в изменениях нет необходимости. Но когда была прослушана звукозапись реакций зала (в Америке уже тогда существовала такая практика), выяснилось, что шум̀ы и кашель – признак рассеянности аудитории – раздавались именно во время этой сцены. И режиссёр получил разрешение её выкинуть. Повторный показ подтвердил правоту режиссёра: теперь на протяжении всего фильма не было ни одного момента ослабления внимания». Что же, отдадим должное упорству Клера, его профессионализму! А что кому нравится – «Призрак», «Огонёк» или «Ведьма» – это вопрос другой, личный. У каждого зрителя – своё любимое кино, потому что у каждого свой опыт и своё мировоззрение. И это прекрасно. Ведь чем больше цветов, тем больше аромата.

До свидания!

* чтоби иметь возможность комментировать и читать комментарии зарегистрируйтесь или залогиньтесь