Добытчица

Выпуск 221. Добавлен 2018.08.29 14:50

Здравия всем!

Авторитетный историк XIX века Генри Томас Бокль – кстати, очень любивший свою маму – в одном из сочинений оценил роль женщины в истории человечества такими пророческими словами: «Влияние женщин не дало жизни сделаться исключительно практичной и эгоистичной, оно спасло жизнь от вырождения в скучную и однообразную рутину, вдохнув в неё идеалистический и романтический элемент». Умно̀ и красиво! Но это – Бокль, как видно, разумный малый. А вот бывают мужчины иного рода, не понимающие ценности женщины и не признающие её достоинств. И когда таких мужчин становится слишком много, и когда такие мужчины берут в руки оружие, и когда для таких мужчин виновницей всех бед объявляется женщина – тогда наступает эпоха бесконтрольного терроризма и бесчеловечной несправедливости. Тогда на Землю приходит зло. И вот о таком зле – великолепный, высоко оценённый критиками и зрителями мультфильм Норы Твоми «Добытчица».

***

«Добытчица» 2017 года – особая мультипликационная работа. Это взрослый мультфильм, который – и по мнению режиссёрки Норы Твоми, и по нашему мнению – подходит и для детской аудитории. Не «Диснеем» единым, не одними только конфетками и принцессами должна быть окружена реальность ребёнка. Мир – это ж не бесконечные свет и радость. Иногда он бывает тёмен и пугающ, иногда он кишит волками и оборотнями…

Конечно, такой непростой и красивый мультфильм критики приняли на ура. Они пишут: «Актуальный мультреализм». Ещё: «Зрелая анимация». Также: «Амбициозный мультфильм». Далее: «Мультфильм на остро гуманитарные и политические темы». Ещё: «Мультфильм для взрослых о войне, жестокости, дискриминации и человеческом мужестве». Но при этом – подтверждая нашу тезу о том, что «Добытчица» таки подходит для показов детям и подросткам: «Необычный детский мультфильм, посвящённый жестокости и войне». Дальше: «Маленький мультфильм о самых больших вещах». И: «Мультфильм о тёмных временах и светлой надежде». И: «Мультфильм, который можно классифицировать как репортаж о событиях в Афганистане, хотя он и создан, по большей мере, западными людьми». И так: «Следующее после «Персеполиса» и «Вальса с Баширом» мультипликационное исследование Ближнего Востока». И даже: «Один из лучших мультфильмов 2017 года». И вот так: «Более изобретательный, чем «Тайна Коко», более проникновенный, чем «Моана», и более… более во всём, чем является «Гадкий я 3» – мультфильм «Добытчица» Норы Твоми всем особенный». И самое главное – суть мультфильма: «Сказка больше, чем жизнь».

***

На портале «Вокруг кино» о «Добытчице» пишут такое: «Анимационный драматический мультфильм совместного канадско-ирландско-люксембургского производства от режиссёра Норы Твоми, созданный по мотивам одноимённого романа Деборы Эллис». Дебора Эллис – популярная канадская писательница. Её книги, как правило, посвящены проблемам расизма, нищеты и наркотиков, а героями её романов часто становятся дети.  Иногда она пишет книги, основываясь на реальных событиях, а иногда придумывает истории сама. Ещё Дебора Эллис известна как активистка и борец за человеческие права.

Глен Кенни пишет: «Мультфильм «Добытчица» основан на одноимённом детском романе, написанном канадским автором Деборой Эллис. В конце девяностых годов Эллис отправилась на границу Афганистана и Пакистана, где она взяла интервью у афганских беженцев – девочек и женщин, – спасающихся от войны и правления талибов. Героиня эллисовского романа «Добытчица» – у которого, кстати, есть три продолжения – молодая девушка Парвана». Интересно, что первый роман из серии «Кормилица семьи» – результат интервью писательницей афганской матери и её молодой дочери, которая, чтобы выжить и прокормить свою семью, была вынуждена переодеваться мальчиком. А вот следующие три книги из саги о Парване – «Путешествие Парваны», «Глиняный город» и «Меня зовут Парвана» – были писательницей выдуманы от начала и до конца.

И ещё. Дебора Эллис, вместе с Анитой Дорон, написала сценарий к мультфильму Норы Твоми. Так что она – безусловно – незаменимый участник этого проекта.

***

Мультипликационная студия, в поте лица трудившаяся над «Добытчицей» Норы Твоми – легендарный ирландский конгломерат талантов и друзей «Cartoon Saloon». Это они подарили миру такие чудеса, как «Тайна аббатства Келлс» и «Песнь моря», творения ума и сердца гения-режиссёра Томма Мура, о котором мы некогда Вам рассказывали. «Cartoon Saloon» – это студия, которая славится своей независимостью и твёрдой позицией. Они – слава тебе, Господи! – хотят заниматься только художественной деятельностью, считая, что анимация и коммерция – это разные вещи. Собственно, флагман студии, Томм Мур, является одним из продюсеров фильма Норы Твоми. В одном интервью Мур говорит: «В настоящее время я работаю режиссёром на других проектах студии, чтобы позволить Норе Твоми сосредоточиться над её первым сольным художественным фильмом под названием «Добытчица». На этом проекте я выступаю в роли дизайнера и сторибордиста, работаю над отдельными аспектами картины. Это замечательный проект, основанный на романе Деборы Эллис о молодой девушке из Афганистана, которая должна притворяться мальчиком, чтобы прокормить свою семью».

Ещё один продюсер мультфильма – небезызвестная Анджелина Джоли. Нора Твоми рассказывает, что вклад этой актрисы в работу над «Добытчицей», дистрибьюцию фильма и его рекламу был просто неоценим. А причина, по которой звезда такого уровня обратила внимание на независимый европейский мультфильм проста. Ещё больше десяти лет тому назад Анджелина Джоли профинансировала строительство школы в Афганистане. И не просто какой-то школы, а школы для девочек. Так что ей тема «Добытчицы» очень и очень близка.

***

Над «Добытчицей» трудилось более чем 300 людей разных национальностей и вероисповеданий. Этот мультфильм создавали три года. Он вышел спустя 17 лет после издания книги. Мировая премьера мультфильма состоялась в 2017 году на Международном кинофестивале в Торонто. У мультфильма – около 40 номинаций и наград, в том числе номинация на «Оскар» как «лучший мультфильм года»… Да уж, список этих фактов можно продолжать бесконечно. Так что давайте лучше поговорим о Норе Твоми, её работе и жизни!

«Добытчица» – дебют режиссёрки в полнометражной мультипликации. До этого она выпустила свой короткий метр «Из тьмы» – прекрасное название для детского мультика! К слову, мультфильм получил много наград на разных фестивалях. Она также трудилась над мультсериалом «Skunk Fu!» – это ещё одно творение от студии «Cartoon Saloon». Нора Твоми была вторым режиссёром «Тайны аббатства Келлс» Томма Мура.… Короче, дама она опытная, стоящая у истоков студии. Именно она в 1998 году – вместе с Томмом Муром, Полом Янгом и Россом Мюрреем – основала «Cartoon Saloon», положила первый кирпичик. Так что, вероятнее всего, зритель может надеется ещё на несколько режиссёрских работ Норы Твоми в стенах этой мультипликационной студии.

У Норы Твоми интересная биография. Училась она в обычной средней школе, которую закончила ещё в пятнадцать лет, даже не получив сертификата. После этого она сразу же отправляется на фабрику, работать на конвейере. Рабочий день Норы Твоми составлял 12 часов. Всё это время Твоми пялилась на конвейерную ленту и отбирала подгнившие овощи. И так как конвейер работал очень громко, ей приходилось одевать специальные звукоизолирующие наушники. В них она почти ничего не слышала. И сидя вот так по 12 часов в сутки, Твоми – по её словам – начала фантазировать, мечтать, придумывать истории. И как считает режиссёрка, этот инцидент повлиял на всю её дальнейшую творческую жизнь. Возможно, именно благодаря тишине у конвейера Твоми подала документы в дублинский колледж, в стенах которого изучила искусство анимации.

И вот такое. Во время работы над «Добытчицей» у Норы Твоми обнаружили рак. Она была вынуждена пройти химиотерапию. Все её волосы выпали. Тут любопытно, что в одном интервью, на вопрос журналиста о «тьме и жестокости» «Добытчицы», Твоми ответила приблизительно так: «Вы знаете, дети смотрят кино несколько иначе, чем взрослые. И в нашем фильме есть много вещей, которые предназначены для того, чтобы повеселить детей и отвлечь их от кошмаров и зла в «Добытчице». Детям свойственно смеяться даже в то время, когда происходит нечто страшное. Например, когда я проходила химиотерапию, то облысела. Когда меня увидели дети, они начали смеяться над тем, как я выгляжу. И знаете, мне это тогда очень помогло. Я и сама смогла улыбнуться, как-то отвлечься от неприятностей…» Насколько нам известно, сегодня состояние здоровья Норы Твоми вполне удовлетворительное.

Вот такой человек создал «Добытчицу».

***

Конечно же, многие зрители, ставшие фанатами «Тайны Келлс» и «Песни моря», часто сравнивают эти два мультфильма с третьей полнометражной работой студии, «Добытчицей» Норы Твоми. Нам больше всего по душе пришлось вот такое сравнение этих произведений искусства. Некий критик написал: «Скажем так: если «Песнь моря» можно сравнить с «Унесёнными призраками» и «Тоторо», то «Добытчица» – это «Могила светлячков» и «Ветер крепчает»… Такие анимационные фильмы на Западе делают редко». Прямо не в бровь, а в глаз! Первые два мультфильма были «божественной миядзаковщиной», а «Добытчица» получилась «земной миядзакинкой». Специалисты наверняка поймут…

***

Сюжет «Добытчицы» крайне серьёзен. Новейшая история Афганистана, эпоха талибов и права женщин – главные темы мультфильма Норы Твоми. Как написал критик: «Глубоко мучительная история». Режиссёрка рассказывает: «За время создания мультфильма мы столкнулись со многими проблемами. Например, я не могла отправиться в Афганистан самостоятельно, поэтому мне приходилось консультироваться с жителями этой страны, чтобы максимально реалистично описать жизнь народа. Кроме того, мне пришлось самостоятельно изучать историю, культуру и людей Афганистана». Работа была проделана огромная! И зрители видят это с самых первых кадров «Добытчицы»!

Афганистан, Кабул, разгул талибов, вооружившихся до зубов и захвативших страну. Кто такие талибы – понять просто. Это армия мужчин с винтовками, воюющих против всех, кому не нравится то, что нравится им. Они – радикальные бойцы-исламисты, толкующие мусульманство на свой специфический лад. Вот Википедия: «У талибов под запретом находятся телевидение, Интернет, компьютеры, музыка и вообще музыкальные инструменты, изобразительное искусство, шахматы, белая обувь (потому что белый – это цвет талибского флага), обсуждение секса в открытой форме, etc. Мужчины в обязательном порядке должны носить бороды. Женщинам не разрешается работать, лечиться у врачей мужского пола, появляться в общественных местах с открытым лицом и без мужа или же родственника мужского пола. Талибами был значительно ограничен доступ женщин к образованию (в 2001 году девочки составляли только 1 % посещающих школу)». Вот тот мир, в котором жила и росла бедная одиннадцатилетняя Парвана. А теперь дадим слово режиссёрке «Добытчицы»: «Парвана оказалась в невероятных обстоятельствах, в невероятное время, в невероятной стране. И для меня было честью рассказать её историю. Я хотела снять фильм о девочке, которая любит своего отца, у которой найдётся несколько аргументов в адрес старшей сестры и которая, как я вижу, ведома невероятным духом, своей крепкой волей». Парвана проходит через все круги ада: голод, заключение отца в тюрьму, тяжёлый труд, насилие, войну, смерть… И тем не менее, мультфильм Твоми не получился исключительно пессимистическим. Всё равно в нём блещет свет. Собственно, когда тьма особенно густа и вязка, малейший лучик света виден на тысячи километров. По этому поводу Твоми высказалась замечательно: «Роджер Эберт однажды сказал, что фильмы – это, в лучшем случае, гигантские механизмы по выработке сочувствия. И это – лучшее определение для нашего мультфильма. Да и вообще сути персонажа Парваны». Так оно и есть. Мы, смотря «Добытчицу», пролили много слёз о Парване, её матери, отце и других несчастных афганцах, нарисованных – задумайтесь об этом! – в мультфильме Норы Твоми. Это мультфильм, вызывающий у зрителя искреннее сочувствие. И это его лучшее определение: мультфильм-сочувствие.

***

В «Добытчице» Афганистан изображён невероятно натуралистично. Пейзажи страны впечатляют. Вот что пишет критик: «Переживший войну Афганистан напоминает в мультфильме пост-апокалиптический мир или какую-то параллельную реальность. Это заставляет зрителей задуматься: «Минуточку, а ведь так оно и есть! Это просто ужасно! Бедные люди!» Пустыни, палящее солнце, изъеденные ржавчиной танки, платья и одежды, ветра, национальные блюда – у «Добытчицы» своя атмосфера, свой цвет и свой колорит. «Для меня», – говорит Нора Твоми, – «сотрудничество между разными культурами – это невероятная вещь». Смотря «Добытчицу», ты буквально видишь насколько Нора Твоми впечатлилась афганской культурой, насколько она прониклась судьбой афганцев, их бедами и лишениями! И её удивление, разумеется, передаётся зрителю.

***

Конечно, центральная тема «Добытчицы» – тема женщины и её прав и свобод. Бедная Парвана живёт в обществе, в котором женщина совершенно бесправна и приравнена к имуществу мужа. Есть мебель, есть осёл и есть женщина. Такая вот собственность. Разница лишь в том, что осла бьют меньше, а мебель не открывает рта, когда её ни просят.

Один критик пишет: «Смотря «Добытчицу», Вы часто забываете о том, что смотрите мультфильм, потому что он довольно жесток и мрачен. Мир этого мультфильма – это мир, в котором быть женщиной попросту опасно для жизни, а мужчины часто исполнены ненависти и жажды насилия». Вильям Ли: «Этот мультфильм посвящён главным трендам современности. Он идеально подходит к сегодняшнему социальному и политическому дискурсу». И так: «Этот мультфильм – не просто хорошая история о правах женщины. Он и о войне, и о борьбе за жизнь, и о насилии, и о многом другом. В работе Норы Твоми представлены глубокие персонажи, в фильме раскрываются трудные темы и присутствуют умные идеи».

В этом контексте – Афганистан, переодевания девочки в мальчика, борьба за жизнь, Талибан, насилие – у «Добытчицы» есть брат-близнец, важный и мучительный фильм 2003 года «Усама» от режиссёра Сиддика Бармака. Он был снят сразу же после падения режима талибов и прогремел по всему миру. При бюджете менее чем в 50 000 долларов, «Усама» заработала почти 4 000 000. В этой картине рассказывается похожая история. В качестве Парваны – другая девочка. Переодевшись в мальчика ради того, чтобы беспрепятственно ходить по улицам, покупать еду и работать, она называется Усамой. Само собой, фильм Бармака заканчивается страшно, куда страшнее, чем «Добытчица» Норы Твоми. Но во всём остальном – темой, развитием сюжета, персонажами и атмосферой – эти фильмы невероятно близки. Многие критики и зрители подмечали это сходство и говорили об этих фильмах, как о произведениях одного порядка. Обязательно посмотрите «Усаму» и «Добытчицу»!

***

Тут мы и подошли к самому важному вопросу «Добытчицы», который уже несколько раз озвучивался в «Киноведах». Допустимо ли показывать этот мультфильм детям? Можно ли его смотреть в детском возрасте, то есть до шестнадцати лет? Послушаем критиков.

Одни из них говорят такое. Иван Афанасьев: «Во время просмотра «Добытчицы» приходится просто мириться с тем, что этот милый на вид мультик на самом деле пугающе правдив – и кое-где может просто ужаснуть неподготовленного зрителя». Мэри-Энн Джонсон: «Вероятно, этот мультфильм слишком страшен для маленьких детей». Безымянный критик – довольно распространённая порода в нашей передаче: «Сложная и сердечная история, рассказанная с удивительной грацией и красотой – вот что такое «Добытчица». Но на самом деле, если бы анимация этого фильма не была настолько привлекательной, следовало бы признать эту работу суровейшим и жесточайшим фильмом». Арен Бергстром: «Это мощная картина, но она – не просто развлечение. Её радости – как для героев, так и для зрителей – тяжелы». И всё это верно, но…

Другие придерживаются такой точки зрения. Например, Питер Собчински: «Очевидно, что Нора Твоми старалась сделать мультфильм не только для взрослых, но и для детей. С моей точки зрения, у неё это получилось. Каким бы сложным и мрачным ни был сюжет «Добытчицы», я вижу, что дети смогут её понять и сделать правильные выводы». К нему подключается режиссёрка фильма: «Мы проводили пробные показы «Добытчицы» для школьников из Килкенни и Торонто, чтобы убедиться в том, что мы на правильном пути и не утратили чувства баланса». И вот так: «Было бы прекрасно, если бы нынешнее поколение детей имело возможность смотреть более серьёзные и умные мультфильмы, чем те, которые пришлись на моё поколение». Золотые слова!

***

А вообще, всех критиков – буквально всех, которых мы отыскали – обогнала девочка-подросток Сара Чаудри. Она – актриса озвучки, голос Парваны. На тот момент, когда она озвучивала Парвану, ей тоже было одиннадцать лет. И вот послушайте, что она думает о возрастном цензе «Добытчицы» Норы Твоми: «На афише «Добытчицы» указано, что возрастное ограничение мультфильма – 13 лет. Но я прочла книгу Деборы Эллис, когда мне было девять. И я хорошо помню, что не была напугана, что мне не было неприятно. Я была абсолютно счастливым канадским ребёнком, который, благодаря этой книге, столкнулся с иным миром. Она побудила меня задавать вопросы. Я постоянно бегала к своей маме и расспрашивала её обо всём. Честное слово, иногда по двадцать раз в день! Я только об этом могла и думать, о героине книги и её судьбе! И знаете, если я смогла справиться с этой книгой в девять лет, то думаю, что и наш мультфильм тоже окажется понятным и важным для детской аудитории… Конечно, многие родители выходят из кинотеатров со слезами на глазах. Я это много раз видела. Они смотрят на своих детей, плачут и наверняка думают: стоило ли им водить своих деток на такой непростой мультфильм? Может, лучше детям не знать обо всём этом? Расскажу Вам про случай. Девочка семи лет подошла ко мне после показа и сказала: «Я хочу быть такой же, как Парвана». И это согрело моё сердце. Она продолжала задавать вопросы о фильме и о книге, которую, кстати, она тоже читала. Но я видела, что она не боится, что она не напугана, а наоборот, хочет быть такой же особенной и сильной, как Парвана. Так вот, моё мнение следующее: пока дети готовы задавать вопросы и больше узнавать о мире, они должны смотреть такие мультфильмы, как «Добытчица»».

Тут и добавить нечего. Разве что слова Норы Твоми: «Наша задача как взрослых – не защищать детей от всех тех вещей, которые могут их напугать. Наша задача – помочь детям справляться с этими вещами, побеждать свои страхи, смотреть им в лицо и знать что с ними делать. Потому-то, если они вырастут и не будут знать о каких-нибудь страшных и важных вещах, всё, что они смогут сделать, когда столкнутся с ними – это или проигнорируют их, или упростят их в своём понимании, или не смогут справиться с ними. Если дети, вместе со взрослыми, подвергнутся воздействию проблем, о которых рассказывается в «Добытчице», тогда – больше вероятности – они вырастут сильными, способными изменить мир к лучшему. И это для меня есть главная надежда и стимул заниматься кино».

***

Кстати, ряд критиков остался недоволен мультфильмом в мультфильме Норы Твоми. Сказка, которую рассказывает Парвана, как некоторые сочли, сбивает темп «Добытчицы». Но нам так не кажется. Эта сказка – а ещё история о былых временах, рассказанная отцом Парваны – важный элемент сюжета «Добытчицы». И даже можно сказать, что эти истории – сердце Афганистана, выражение культуры и духа прекрасной страны, памяти предков. Глен Кенни пишет так: «Сказка, которую рассказывает Парвана, не кажется в «Добытчице» лишней, она не «разжижает» действие и общий сюжет, а, наоборот, дополняет его, удачно контрастирует на фоне жестокой и мрачной реальности. Можно даже сказать, что эта сказка не просто является отдушиной для героев, но определяет стратегию их мышления и поведения».

***

«Добытчица» – и формально, и содержательно – довольно большое событие в анимации XXI века. Так и должно быть: искусство обязано бить Вас в сердце, питать красотой, приободрять, возвращать к жизни, учить, в конце-то концов! Критики говорят: «Это мультфильм, в котором всё пропитано чувством эмоциональной трезвости». И так: «Этот необычайный фильм – дань уважения людям, о которых мы часто забываем, и призыв к обсуждению их бедственного положения, а также прямой помощи нашим собратьям».

Нора Твоми потратила ни один год на то, чтобы «пропитаться» темой «Добытчицы», понять язык этого фильма и найти для него подходящее визуальное решение. Она говорит: «Всё, что я могу сделать как режиссёр и как мать – это просто рассказывать истории, которые входят со мной в резонанс. И да, я рассказываю о самой себе». И ещё: «Не бойтесь делать несовершенные мультфильмы, поскольку в этом несовершенстве, в этих недостатках есть что-то прекрасное». Прямо-таки совет от Хаяо Миядзаки!

И последнее, самое-самое. «Я работаю ради радостей кино». А мы ради этого кино смотрим!

Спасибо тебе, Нора Твуми!

* чтоби иметь возможность комментировать и читать комментарии зарегистрируйтесь или залогиньтесь